Центр поморской культуры в музей, а поморский хор – в дом культуры

Аналитика. Обществоведение
17:49, 15 Декабря 2021
фото: ©Татьяна Коханская

В парламенте Карелии спокойны за судьбу беломорских петроглифов и поморской культуры.

Депутатский комитет по образованию, культуре, спорту и молодежной политике обсудил 15 декабря реорганизацию, а точнее сказать – ликвидацию единственного в России Центра поморской культуры в Беломорске, которая вызвала возмущение у многих жителей Карельского Поморья. Напомню, минувшей осенью администрация Беломорского района решила объединить центр с районным краеведческим музеем «Беломорские петроглифы», и, хотя муниципальные чиновники пообещали сохранить рабочие места для всех сотрудников упраздняемого учреждения, коренное население Беломорья назвало это решение «насмешкой над поморами».

«Мы теряем самостоятельный центр, в котором наши дети и внуки могут научиться традиционным ремеслам и рукоделию. Ведь Центр поморской культуры находится в бывшем здании кинотеатра, там такой зал, почему бы не сделать косметический ремонт, если нужно, сцену, где бы мог петь Поморский русский народный хор и вместе с жителями участвовать в «утошных хороводах», где проходили бы фестивали поморских коллективов? Нужно наоборот расширять Центр поморской культуры. Мы хотели бы на площадке Центра поморской культуры проводить больше праздников, слушать поморские песни и родную поморскую говорю», – написали в октябре главе Карелии Артуру Парфенчикову жители старинного поморского села Сумский Посад, который призвали руководителя региона «остановить непродуманные действия» районных властей.


Обращение жителей Сумского Посада к главе Карелии

Профильный комитет республиканского парламента рассчитывал выслушать объяснения заместителя главы Беломорской администрации Елены Котиновой, однако из-за отвратительного качества конференц-связи отдуваться за ликвидацию Центра поморской культуры, как самостоятельного муниципального учреждения, пришлось министру культуры Карелии Алексею Лесонену. Свое выступление перед депутатами карельский министр начал с заверений в том, что в штат районного краеведческого музея войдут все структурные подразделения Центра поморской культуры, за исключением Поморского народного хора, который – цитирую – «в целях сохранения его клубного формирования будет осуществлять деятельность при межпоселенческом социально-культурном объединении города Беломорска». Иными словами, республиканский чиновник подтвердил, что единственный в России Центр поморской культуры станет лишь структурным подразделением районного краеведческого музея, а Поморский народный хор, которому в следующем году исполнится 85 лет, отправится в бывший дом культуры.

По словам господина Лесонена, «сотрудники реорганизуемых учреждений согласны продолжать деятельность на новых условиях».

«По нашему мнению, шаг достаточно логичный с точки зрения объединения всех фондовых коллекций Центра поморской культуры и краеведческого музея под одной крышей, то есть теперь это будет единый комплекс, тем более что предполагается в следующем году проработка вопроса о передаче его на региональный уровень, ну и, помимо прочего, в следующем году будут выделены средства федерального бюджета с нашим софинансированием в размере 23 миллионов рублей на краеведческий музей для того, чтобы его модернизировать. Ну, и помимо этого, еще несколько грантовых вливаний будет в этом году на Центр поморской культуры по рукоделиям Поморья, а в следующем году еще 1 миллион 900 тысяч выделят в рамках республиканской грантовой поддержки, и, в принципе, золотное шитье (традиционное поморское рукоделие – прим. «Столицы на Онего») будет поддержано как нельзя лучше», – рассказал карельский министр культуры.


Алексей Лесонен. Фото: © Николай Смирнов

Как сообщил Алексей Лесонен, республиканские власти уже приняли решение о создании дирекции по петроглифам, которые в нынешнем году получили статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому рано или поздно районный краеведческий музей лишится своей главной достопримечательности, в том числе и павильона «Бесовы следки», построенного над самой знаменитой группой древних наскальных изображений. Однако никто из членов профильного комитета карельского парламента почему-то не поинтересовался ни у министра, ни у замглавы районной администрации, зачем в таком случае нужно было ликвидировать Центр поморской культуры, который мог бы играть в объединенном муниципальном учреждении ведущую роль, поскольку изначально был создан для сохранения и развития культуры коренного населения Поморья, а не для ее музеефикации.

«Я думаю, вопрос всем предельно понятен, – подвела итоги непродолжительного обсуждения председатель депутатского комитета Галина Гореликова. – За судьбу беломорских петроглифов мы все спокойны».

«Мы за культуры беспокоимся», – заметила депутат Эмилия Слабунова.

«А поморская культура вообще в надежных руках», – парировала госпожа Гореликова.

Однако депутат Слабунова все-таки позволила себе реплику под занавес дискуссии.


Эмилия Слабунова. Фото: ©Валерий Поташов/Столица на Онего

«Хочу сказать спасибо за всю информацию, потому что она очень важна, чтобы успокоить всех тех, кто беспокоится за Центр поморской культуры и за все ее богатство, – заявила депутат. – Будет очень здорово, если краеведческий музей приобретет другое название, потому что петроглифы уходят, что называется, в другую юрисдикцию, и этот музей станет каким-то крупным этнографическим музеем, и эта его составляющая будет усилена, потому что там есть, что показывать, и есть, чем привлекать туристов и на чем строить национальное самосознание и патриотическое воспитание. Это, безусловно, хорошо, но нужно как можно больше информации об этих планах куда-то в общественное пространство, чтобы снимать это беспокойство».

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.