Власти Петрозаводска объяснили, зачем городу нужны таблички на карельском языке и фасады терракотового цвета.
Руководитель комитета градостроительства и землепользования Евгений Перов рассказал, хорошо ли антивандальное покрытие защищает стены петрозаводских домов от граффити, чем закончились конфликты чиновников с предпринимателями из-за смены вывесок, и зачем Петрозаводску понадобились уличные таблички на карельском языке.
— Город уделил внимание ремонту фасадов зданий в центре Петрозаводска к столетию Карелии. Выдерживают ли отремонтированные фасады морозы и непогоду? Держатся ли антивандальные краски?
— Действительно, была проведена огромная работа по ремонту, восстановлению и покраске фасадов в центральной части города. Было отремонтировано почти 50 фасадов. Общая стоимость работ составила порядка 180 млн рублей. Денежные средства выделила Республика Карелия в рамках празднования столетия. Это были одни из наших приоритетных работ в рамках столетия, и мы видим, как преобразился центр города.
Фасады восстановлены, установлена архитектурная подсветка. Мы не сами определяли, в какой цвет покрасить фасад, или как установить подсветку, а привлекали и профессиональное архитектурное сообщество. Архитектор Александр Анатольевич Савельев активно включился в эту работу и контролировал, как на этапе проектирования, так и на этапе производства работ. Кроме этого, мы попытались защитить наши фасады: нанесли антивандальное покрытие. Его, кстати, можно заметить на зданиях — несколько отличается цвет фасадов.
Антивандальное покрытие неплохо себя зарекомендовало. Сейчас оно работает, действует, и управляющие компании по этому поводу хорошие отзывы оставляют. Граффити смываются гораздо легче, нам не нужно пятнами закрашивать фасад. После зимы мы организовали проверочные мероприятия силами муниципального учреждения «Служба заказчика». Каждый фасад будет проверен — специалисты уже начали осмотр. По каждым гарантийным обязательствам мы будем отрабатывать с подрядчиками, то есть без внимания не обойдем ни один элемент, который был восстановлен в рамках той огромной работы, которую мы провели в прошлом году.
— Как был выбран стиль покраски зданий?
— Безусловно, мы понимали, что в этих вопросах необходимо серьезно проконсультироваться с архитектурным сообществом. Мы рассматривали колористику на градостроительном совете города, выслушивали рекомендации. И что касается центральной привокзальной площади Гагарина, были определенные споры: оставлять ли в том цвете или перекрашивать в терракотовый. В итоге сошлись во мнении, что необходимо перекрасить, это придаст праздничный вид площади. Человек, прибывающий в город железнодорожным транспортом, будет приятно удивлен, видя эти яркие красивые цвета с белыми элементами. Они очень интересно контрастируют с терракотовым цветом.
— А цвет зданий на площади Гагарина взят от гостиницы «Северная»?
— Это одна из идей, которая легла в основу концепции перекраски домов. У нас есть архитектурные акценты на проспекте Ленина, в том числе и гостиница «Северная». Действительно есть терракотовые здания, и мы завершили эту идею перекраской на привокзальной площади двух домов.
— Какая сегодня работа ведется с приведением в порядок городских вывесок?
— Были у нас определенные разногласия с предпринимателями по поводу вывесок. На данном этапе консенсус достигнут. Это видно из административной практики: если за 2019 год муниципальный контроль выписывал порядка 900 предписаний, в 2020 — вполовину меньше. В 2021 году по состоянию на апрель всего порядка 30 предписаний осталось.
При этом мы понимали, что шоковую терапию проводить нельзя, и не выписывали штрафы. Как правило, вся административная практика ограничивалась предупреждениями. Большинство предпринимателей отнеслись с пониманием к этой ситуации. Сейчас практически все эти административные истории сведены к нулю.
Наступило понимание того, что после приведения в порядок города увеличивается его туристическая привлекательность. И от этого увеличивается и прибыль тех организаций, которые располагаются в центральной части города. Турист заходит в рестораны, магазины, иные объекты притяжения и оставляет там свои средства. Безусловно, он не вернется в город, который похож на стихийный рынок и где неприятно находиться. Сейчас мы видим абсолютно иную картину в совокупности с тем, что мы отремонтировали фасады. В конечном итоге, все эти вывески дадут большую прибыль предпринимателям. Мы в этом уверены.
— В этой работе поставлена точка?
— Точку мы не ставим. У нас есть правила, которые должны исполняться. Но могут быть и корректировки — мы открыты для предложений и готовы обсуждать их на профильной комиссии совместно с депутатами. И, если в этом действительно будет необходимость, готовы вносить корректировки в документ. Но что-то коренным образом в нем менять мы не собираемся.
В этом вопросе мы видим, что жители города нас поддерживают. И даже в тот период, когда правила были отменены судом, мы чувствовали эту поддержку и знали, что нам необходимо это дело довести до конца.
— Почему администрация решила разместить в Петрозаводске таблички, на которых русские названия улиц будут сочетаться с их карельскими названиями?
— Мы продолжили комплексную работу по приведению города в эстетический порядок. Это третья составляющая, помимо фасадов, вывесок, — домовые знаки, адресные таблички. Во-первых, нам необходимо упорядочить навигацию в городе, чтобы она была понятной, читаемой, долговечной. Во-вторых, — добавить элемент национальной самоидентичности.
Мы согласовали эти вопросы с министерством национальной политики республики и получили рекомендации по включению карельского языка в наименования табличек. Открою небольшой секрет: были еще идеи английский язык поместить для туристических наименований. В Казани, например, татарский, русский и английский языки присутствуют на одной табличке. Но нам это показалось не очень удобным. Сейчас развиты мобильные приложения, и англоговорящие туристы видят перевод автоматически в навигаторах.
В итоге мы решили перевести таблички на карельский язык. На сайте администрации в специальном разделе у нас размещены переводы названий улиц. Сейчас мы работаем с собственниками зданий, управляющими компаниями для того, чтобы постепенно происходила смена адресных табличек. Мы сделали несколько вариантов, чтобы это не было обременительно для собственников зданий. Стоимость табличек начинается от 600 рублей и выше: в зависимости от того, какой материал хочет применить собственник здания. За основу мы взяли таблички 50-х годов, некоторые из них сохранились.
— Немногие смогут прочесть текст на карельском языке. Все-таки туристический акцент здесь главный?
— У нашего города должен быть свой характер, какая-то такая «фишка». Турист, приезжая в Петрозаводск, должен понимать, что он находится в Карелии. Даже если он не сможет прочитать название на табличке, он наведет на нее камеру смартфона и ради интереса переведет то или иное название. И будет ощущать, что он в Карелии.
Некоторые управляющие компании уже начали замену адресных табличек, несмотря на то, что нормативный акт вступит в силу только первого сентября этого года. Например, на Невского, Калинина, таблички уже висят.
Прежде, чем менять таблички, мы советуем зайти на официальный сайт администрации и посмотреть точное наименование, порядок размещения слов. Все наименования мы согласовали с министерством национальной политики Карелии, перевод осуществляли специалисты.
Если есть какие-то сомнения, лучше позвонить в управление архитектуры и градостроительства, мы проконсультируем по этому вопросу. Это касается и компаний, которые изготавливают таблички по заказу управляющих компаний.
Беседовал Максим Иванов
Фото пресс-службы Администрации Петрозаводска
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание