В карельском районе могут закрыть единственную в округе автозаправку

Аналитика. Обществоведение
09:21, 12 Декабря 2024
фото: © Максим Берштейн

Четвертый год идут суды из-за того, что у местной дороги поменялся собственник.

Жители села Деревянное Прионежского района бьют тревогу. Единственная автозаправка, расположенная возле их населенного пункта, оказалась под угрозой закрытия. Если это произойдет, то за бензином и соляркой им придется ездить в Петрозаводск — а это 20 километров в одну сторону. Для тех, кто на трассе, это, может быть, и не критично. Но представьте, что вы живете в Петрозаводске, а заправляться вам приходится ездить в Деревянное.

Проблемы у сельчан начались после 2019 года, когда проходящая через их поселок дорога перешла в федеральную собственность. Теперь это часть трассы А-215 «Лодейное Поле — Вытегра — Прокшино — Плесецк — Брин-Наволок, подъезд к Петрозаводску». Автобан ведет из Ленинградской области через Вологодскую в Архангельскую, и теперь к нему добавили карельское ответвление. Это участок от поворота на Вознесенье и до самой карельской столицы. Поэтому все населенные пункты через тире, а Петрозаводск — через запятую.

Дорога находилась в ужасном состоянии много лет, из-за чего для поездок в центр страны мы вынуждены были огибать Онежское озеро с севера, тем самым делая крюк в 225 километров. После смены собственника трассу передали в оперативное пользование УпрДор «Кола», которая уже который год приводит в порядок карельские автотрассы. Дорожники взялись отремонтировать этот участок пути в семь этапов, и работа продолжается.

Читайте по теме: «Вдоль Онежского озера отремонтируют участок федеральной трассы».

Реконструировали и дорогу через Деревянное — новый асфальт, бордюры, пешеходные дорожки, освещение. Но на выезде из села в сторону Петрозаводска, после поворота направо, стоит автозаправка. Говоря языком специалистов, дорога от автозаправки примыкает к трассе А-215. Именно это и стало причиной многолетней судебной тяжбы.

Поворот и сама АЗС не входит в черту поселения, они находятся через несколько десятков метров после знака, означающего конец населенного пункта. Поэтому, согласно законодательству, въезд/выезд с этого поворота должен быть оборудован переходно-скоростными полосами (ПСП, в просторечии — полосами разгона) и освещением. Что и потребовал от собственников заправки УпрДор как балансодержатель дороги, отвечающий за ее безопасность.

© Максим Берштейн

Предприниматели подчиниться отказались, дорожники обратились в Арбитраж — и начались суды.

Для справки: оборудовать ПСП и освещение в этом месте бизнесменам обойдется примерно в 7 миллионов рублей. А потом все это хозяйство надо еще и содержать. Встает вопрос элементарной выгодности бизнеса: если реконструкция съедает прибыль, зачем держать такой объект? Владельцы просто закроют АЗС. Именно так происходит сегодня в Петрозаводске с бывшим «ДК «Машиностроитель». Но сценических площадок в карельской столице немало, а автозаправка между Петрозаводском и Ленинградской областью — единственная (та, что обозначена на картах в Шелтозеро, давно не работает, это нам подтвердили в сельской администрации).

Владельцы АЗС объясняют: они вовсе не хотят пренебрегать нормами безопасности. Просто в этом конкретном месте такие нормы теряют смысл. Дело в том, что на всей протяженности дороги по селу стоит ограничение скорости 40 км/ч. То есть к повороту на АЗС автомобиль подъезжает на низкой скорости, и опасности для выезжающих машин не представляет.

© Максим Берштейн

Во-вторых, даже если бизнесмены возьмутся за обустройство полос разгона, им просто не дадут этого сделать. Земельные участки, по которым должны пройти ПСП, имеют свои кадастровые номера и своего собственника. Который, разумеется, не позволит посторонним людям здесь что-либо строить. Кстати: этот довод в судах почему-то еще не исследовался, что заставило судей кассационного суда вернуть дело в первую инстанцию на новое рассмотрение.

Все эти соображения и заставляют владельцев АЗС просто закрыть бизнес. Для села и близлежащих населенных пунктов это может обернуться катастрофой.

Вот что говорит Вадим Сухарев, который последние семь лет работает главой Прионежского муниципального района:

«Я 20 лет живу в Деревянном, и в первую очередь являюсь депутатом Деревянского сельского поселения. Могу с уверенностью сказать: эта автозаправка за последние годы стала объектом инфраструктуры села, за счет которого мы и развивали привлекательность населенного пункта. Именно это и позволило открыть у нас два больших магазина, аптеку, кафе, пункты выдачи маркетплейсов. У нас работает школа, работает детский сад, есть новый спортзал, идет восстановление храма в центре села…»

© Вадим Сухарев / Пресс-служба Петрозаводского городского Совета

Важно понимать: Деревянное — это крупнейший населенный пункт Прионежья, центр притяжения всех окрестных деревень. Глава района, как и все здравомыслящие люди, понимает, что для функционирования этой развитой инфраструктуры требуется автотранспорт, а транспорту нужно топливо.

«Ты можешь заправиться, ты можешь сходить в магазин, получить товары в пунктах выдачи, и не надо ехать лишние 20 километров до города, просто до заправки, и те же 20 обратно, — объясняет Сухарев. — У нас в этой стороне находится много дачных поселков, большое количество людей, которые работают в Петрозаводске, но проживают за городом. Также огромное количество людей, которые живут в столице республики, но работают в Прионежском районе, на камнеобработке и в лесной промышленности. У нас есть турбазы, где сделаны спуски к Онежскому озеру, они тоже заправляют свои машины и лодочные моторы…»

По мнению руководителя района, закрытие единственной между Петрозаводском и Вознесеньем автозаправки станет не просто проблемой, а настоящей бедой. Причем для всей округи. Взять, к примеру, старинное вепсское село Шокша: если деревянская АЗС закроется, жителям придется ездить в Петрозаводск — 115 километров в оба конца, просто для того, чтобы заправиться. Ну, или в Вознесенье — более 150 километров…

Дорожники возмущаются: они никого не собираются закрывать, они просто требуют выполнять правила безопасности, предписанные законом. «Кола» получила дорогу в 2020 году — значит, с этого года и следит за этими правилами, что там было раньше — их не касается. Но если все так однозначно — почему суды идут уже 4 года?

Самое обидное, что вся эта суета вообще не имеет смысла. Как мы уже говорили, автозаправка находится вне границ населенного пункта, из-за чего УпрДор и предъявляет к ней повышенные требования. Но еще в 2022 году постановлением администрации Прионежского района было решено включить земельный участок, на котором находится АЗС и подъезд к ней, в состав Деревянского сельского поселения, и внести соответствующие изменения в Генплан. Утвержден он должен быть в следующем году. Это значит, что и на повороте к АЗС скорость будет ограничена до 40 км/ч, и никакие полосы разгона тут не понадобятся. Также, как их не требуют оборудовать на поворотах к двум сетевым магазинам, находящимся в Деревянном.

С юридической же стороны дело выглядит так. Действительно, предъявляемые «Колой» требования содержатся в Федеральном законе N 257-ФЗ от 08.11.2007. Но деревянская автозаправка была сдана в эксплуатацию еще в 2001 году, в полном соответствии с тогдашними требованиями и набором разрешительных документов. А в этом же законе, в ст. 61, четко указано, что он применяется только «к отношениям в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, возникшим после дня его вступления в силу».

© Максим Берштейн

Похожий прецедент в Карелии уже был несколько лет назад. Многострадальный детский садик в петрозаводском ЖК «Чистый город», построенный, оборудованный и полностью готовый к приему малышей, 6 лет простоял невостребованным. Сначала это была политика, потом игры в политику, а потом выяснилось, что республика не может выкупить здание по чисто техническим причинам. Садик не был сдан в эксплуатацию, а пока он стоял закрытым, изменились строительные и противопожарные требования к дошкольным учреждениям. Пришлось владельцам доводить помещения до новых стандартов, после чего детсад благополучно открылся.

Читайте по теме: «Почему власти много лет не выкупали детский сад на Древлянке».

Но, предъявляя новые требования к несданному в эксплуатацию зданию, контролирующим органам не приходило в голову делать то же самое по отношению к давно работающим детсадам — заставлять их расширять проходы и лестницы, ставить лифты и т. д. В нашей ситуации, по мнению ответчиков, именно этим и занимается истец. И теперь им легче закрыться, чем выполнить эти предписания.

Мы будем следить за ходом судебной тяжбы.

Автор: Максим Берштейн

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Аналитика

31.12.2024 12:00
Обществоведение
«Столица на Онего» предлагает вспомнить важные события в политике, общественной и культурной жизни уходящего года.