Карелии грозит «конец света»
15 ноября, Капитал
Поделиться

В ближайшие годы республике будет нечем покрыть энергодефицит.

Казалось бы, с появлением в стране оптового рынка электроэнергии недостаточный объем собственного энергопроизводства вообще не должен пугать карельские власти: были бы только деньги для закупки электричества, а где оно вырабатывается, не важно. Однако, как было отмечено на заседании круглого стола в республиканском парламенте, где обсуждались  угрозы энергетической безопасности региона, размещение на Кольском полуострове новых промышленных гигантов может привести к снижению поставок электроэнергии в Карелию из соседней Мурманской области. В такой ситуации руководству республики необходимо четко представлять, каким образом покрывать стремительно растущий энергодефицит, который уже сейчас достиг 50 процентов.

По словам председателя Госкомитета Карелии по энергетике и регулированию тарифов Юрия Ахтарина, к 2012 году энергопотребление региона увеличится почти на четверть, но введения в действие каких бы то ни было крупных генерирующих мощностей на территории республики в этот период не предвидится. Карельские власти уповают лишь на строительство новой линии электропередачи напряжением 330 КВт, которая должна соединить Кольскую и Ленинградскую АЭС и тем самым обеспечить устойчивые поставки электроэнергии в республику из соседних энергосистем. Однако перспективы развития региональной энергетики в правительстве Карелии связывают, в основном, с использованием потенциала карельских рек. В частности, руководитель комитета по энергетике в очередной раз высказался за возобновление строительства Белопорожской ГЭС на реке Кемь, замороженного из-за отсутствия финансирования в 90-е гг. Этот проект неоднократно подвергался жесткой критике со стороны международных научных и культурных организаций, поскольку грозит затоплением исторической карельской деревне Панозеро, получившей в последние годы поистине всемирную известность, особенно после присуждения ей престижной медали Европейской федерации частных ассоциаций по охране художественных, природных и исторических памятников и достопримечательностей Europa Nostra. Но Юрий Ахтарин убежден, что строительство гидростанции необходимо продолжить, чтобы оправдать те огромные суммы, которые уже были затрачены на начальный этап работ.

Интересно, что даже директор Карельского филиала ОАО "Территориальная генерирующая компания-1" Валерий Белов не стал настаивать на реализации спорного проекта и предложил республиканским властям определить общую позицию по отношению к строительству Белопорожской ГЭС. 

«Для того, чтобы начать строить станцию, нужно пройти все согласительные процедуры, а пока даже в правительстве Карелии нет единого мнения. Люди, отвечающие за промышленность и энергетику, говорят: "Нужно строить". Культура и наука отвечают: "Есть опасения". Нужно прийти к общему знаменателю, принять единое взвешенное решение: строим ли, как строим, с максимальным затоплением или так, чтобы не пострадала деревня Панозеро. Все эти вопросы обсуждаемы, и уходить от их обсуждения нельзя», - сказал Белов.

Однако, как бы ни спорили сторонники и противники строительства Белопорожской ГЭС, ни эта станция, ни все прочие перспективные объекты карельской гидроэнергетики не в состоянии решить проблему энергодефицита региона. По признанию правительственных чиновников, изменить ситуацию в корне способна лишь мощная тепловая станция, работающая на угле или природном газе, но она может появиться на территории республики не ранее 2019 года.

До этого времени в Карелии рассчитывать особо не на что. Разве только на возможности энергетических объектов крупных промышленных предприятий республики. Как считает ведущий научный сотрудник Института прикладных математических исследований КНЦ РАН Георгий Борисов, блок-станции Кондопожского и Сегежского ЦБК и строительство Костомукшским горно-обогатительным комбинатом собственной электростанции на угле или торфе вполне могли бы обеспечить электроэнергией близлежащие территории. Кроме того, ученый обратил внимание на энергорасточительность нынешней карельской экономики.

«На 1 килограмм условного топлива в Финляндии производится 3 доллара 20 центов внутреннего валового продукта, в России – 80 центов, а в Карелии всего 55 центов. Это обусловлено, прежде всего, нашим крупнотоннажным, энергоемким производством и старым, морально изжившим оборудованием. Вот и получается, что живем мы с финнами в одинаковом климате, а производственные показатели у нас разные», - констатировал Борисов.  

Между тем, как было отмечено на заседании, угрозой энергобезопасности региона является не только дефицит собственной электроэнергии, но и нынешнее состояние электрических сетей. По утверждению исполнительного директора ОАО «Карелэнерго» Ефима Ашкинезера, около трети линий электропередачи в республике являются тупиковыми. Они были построены еще в советские времена и давно пришли в негодность. На этих линиях постоянно возникают аварийные ситуации, которые приводят к перебоям в энергоснабжении лесных поселков. Износ энергетического оборудования в республике оценивается почти в 60 процентов, но для его замены нужны значительные капиталовложения, а средств ремонтной программы "Карелэнерго" для этого недостаточно.

«Деньги на ремонт сами по себе ниоткуда не возьмутся. Нам нужно вдвое увеличивать тариф», - заявил Ашкинезер.

Руководитель региональной сетевой компании напомнил, что в Карелии установлен самый низкий на Северо-западе тариф на электроэнергию для населения. Но если участники заседания с этими доводами спорить не стали, то у жителей республики предложение директора «Карелэнерго» навряд ли вызовет понимание. Для большинства населения Карелии счет за электричество является куда более убедительным аргументом, чем угрозы энергобезопасности, с которыми пока республика близко не сталкивалась.

Валерий Поташов

Обсудить (0) в ленту



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение