Александр Фукс, обозреватель:

|
Все было, как не в нашем кино. Все гудело и двигалось, машины бибикали, как подорванные, из них торчали флаги, и несметная толпа тянулась вниз по главному проспекту. Кто-то с растопыренными пальцами и криком «Россия, вперед!» внезапно выскакивал перед автомобилем, кто-то засовывал голову в машинное окошко, кто-то бил по капоту. И все это тянулось вниз к озеру и исчезало там в густом, как концертный дым, тумане. Словно толпы доброжелательных, миролюбивых зомби по зову невидимого дирижера уходили то ли в никуда, то ли в черную бездну мрачной онежской пучины.
Туман, вообще, был как нельзя кстати. Он придавал происходящему полную иллюзию нереальности. Если, конечно, сочетание этих двух слов, в принципе, возможно. Мало того, что русские футболисты впервые за 20 лет вышли из группы и показали какой-то совсем «не наш» футбол, так еще весь мир стал каким-то таинственным, странным и неправдоподобным. Мы свернули с Ленина на Куйбышева и вдруг оказались будто-то в абсолютной пустоте. Всего в 50 метрах от гула и звона наступала кромешная тишина. А туман поглощал даже ближайшие деревья… Вернувшись обратно, мы увидели, что зомби возвращаются. Они уже не старались идти по тротуарам, а просто валили вверх по проезжей части. Машины увязали в них, как в киселе. Для полноты картины не хватало только, чтобы зомби, как положено в «ненаших» фильмах, начали вскакивать на капоты, разбивать лобовые стекла и отрывать водителям руки и головы. Но это были добрые и миролюбивые зомби. Они праздновали нашу победу над шведами.
Смотрите как странно. Когда-то я думал, что все дело в темпераменте. Ведь у советского спорта была куча побед. Мы всех крушили в хоккее, в баскетболе, в волейболе, в гандболе. Карпов победил Корчного в шахматы, в конце концов. Но никто не выходил на улицы, не дудел в дудки и не убивал мающихся без сна старушек шумом и гамом. Мы только слышали, что такое бывает в Испании или Италии. «Южные люди, – думали мы. – Дикий народ. Дети гор». Хотя, наверное, еще и завидовали. Было в этом что-то свободное, радостное да открытое… В общем, у нас такого не было. А, вот, оно уже и есть. И, вот, мы уже воспринимаем это, как должное и привычное. Вроде как, разрешили и даже поощрили. В рамках правительственной программы по возрождению патриотизма и единения. «Зенит», хоккей, потом греки, теперь шведы. Да все эдак по нарастающей. И девушек не меньше, чем парней. Еще вчера они при слове футбол зевали, уходили в ванную, и мы оставались одни, не замечая, что уже давно разговариваем сами с собой. И, вот, они уже взвизгивают громче нас, выучили фамилию Беляллетдинов и ругаются с телевизором, если тот не показывает гол в ворота противника. Они влюбляются в греческого вратаря. И звонят друг другу, поздравляя с очередным голом Павлюченко. Здорово. А если, неровен час, пройдем Голландию? А если выйдем в финал? А теперь представим, что будет, если выиграем чемпионат? Утром те, кто спал, просыпаются, а нету города. И так по всей стране. Возвращаются футболисты – а никакой страны уже нет. Утонула в радости.
Хотя, оно, конечно, вряд ли. Добрые зомби – аккуратные зомби. Мало того, что они не били витрины и не сжигали транспорт, они, практически не мусорили. Лишь несколько пустых баночек из-под пива сиротливо ютились по обочинам. Несмотря на беспроглядный туман и швыряющихся под колеса безумцев, не было ни одного наезда. Обычный День города проходит куда грязней и кровопролитней. Да, и опыт Греции, Испании и Италии показывает, что ничего страшного. Спортсмены побеждают, народ беснуется, но страны стоят. Держатся… Помню, Кончаловский рассказывал, как в юности впервые доехал до города Парижу. Вышел там вечерком на улицу. То ли в праздник, то ли просто в субботу и увидел радость. Кучу людей увидел на улицах, которые гуляли, шумели и улыбались. И после этого он говорит, что расхотел жить в сосредоточенном и не улыбчивом Советском Союзе.
Оно, конечно, есть у этой штуки обратная сторона. Зомби есть зомби. И им от радости до огорчения рукой подать. Выиграли – хорошо, проиграли – плохо. А расстроенные зомби – это смерть шпионам и крокодилам. Лучше забраться в чурики и переждать там до ближайшей победы. Вон, у англичан долгие годы без выбитых зубов и витрин не обходилось. Машины жгли обязательно. А бразильцы лепили чучелко главного тренера и сжигали на центральной площади, предварительно выбив окна в его гадском доме.
Ну, да фигня. Пока хорошо. Мне нравится. По крайней мере, так классно, спасибо Хиддинку и Адвокату, наши не играли уже 20 лет. Теперь если и проиграем голланцам, стыдно уже не будет. Они нас играть научили. Если что, скажем, что уступили из вежливости и благородства. Вот.