Василий Попов баллотировался в лидеры федерального "Яблока". И занял третье место среди кандидатов на пост, который в течение пятнадцати лет неизменно занимал Григорий Явлинский.

|
В ночь на воскресенье в Москве проходил съезд демократической партии "Яблоко", который уже назвали поворотным в его судьбе. Главная и неожиданная для всех новость – добровольная отставка с должности председателя партии Григория Явлинского, который своим шагом разрушил планы радикальной внутрипартийной оппозиции, намеревавшейся свергнуть вождя и поставить нового лидера – руководителя питерской ячейки "Яблока" Максима Резника. Напомним, что Резник и компания обвиняли Явлинского в вождизме, называли его главной причиной партийного кризиса и главным тормозом на пути к объединению оппозиционных демократических сил.
Для Карелии "яблочный" переворот интересен тем, что среди кандидатов на пост председателя партии был зарегистрирован Василий Попов, глава депутатского корпуса Петрозаводска и неформальный лидер регионального отделения "Яблока". По словам Попова, его выдвижение не было единоличным решением, в федеральном партийном руководстве были и есть люди, его поддерживающие.
"О том, что Явлинский уходит, никто не знал заранее, – рассказывает Василий Попов. – Мне, например, стало известно об этом только утром накануне съезда. И я высоко оцениваю этот шаг, потому что понимаю, совершить его после пятнадцати лет руководства партией было нелегко".
Фамилия Явлинского первоначально значилась в бюллетенях для голосования, но после того, как он снял свою кандидатуру, вслед за ним отказались от претензий на должность еще два действующих заместителя председателя "Яблока". В итоге в бюллетенях остались всего три фамилии: Сергей Митрохин, Максим Резник и Василий Попов. Голоса делегатов распределились следующим образом: за Сергея Митрохина – 75 делегатов (60 процентов), за Максима Резника – 24 делегата (20 процентов), за Василия Попова – 20 делегатов (17 процентов). Председателем партии стал давний соратник и союзник Явлинского Сергей Митрохин. Это стало известно почти в четыре часа утра 22 июня.
"Явлинский лично говорил о Митрохине, убеждал делегатов избрать его новым руководителем партии, – рассказывает Василий Попов. – Он прямо называл его своим преемником, говорил о необходимости продолжения курса, по которому движется "Яблоко". Поэтому по итогам голосования стало ясно, что с приходом Митрохина в партии ничего радикально не изменится, а Явлинский как влиял на принятие решений, так и будет влиять, правда, не имея теперь статуса председателя. Я не считаю, что это плохо. Если бы мне пришлось выбирать между Явлинским и его радикально настроенными противниками, я бы выбрал Явлинского и его курс".
Вновь избранный лидер партии Сергей Митрохин сразу же заявил, что считает своим долгом сохранение партии и намерен продолжать политику прежнего руководства. По мнению Василия Попова, работать ему будет нелегко, поскольку Явлинский пользовался в политических кругах гораздо более высоким авторитетом и нужные ему решения умел продавливать, чего не скажешь о Митрохине, к которому у "яблочников" достаточно много претензий. "Теперь у "Яблока" два пути: либо партия окончательно развалится, либо все-таки произойдут какие-то позитивные изменения, – считает Василий Попов. – Во всяком случае, пока у меня есть твердое убеждение, что "Яблоко" пытаются сохранить, и что партия еще кому-то нужна. Видите, деньги на съезд где-то нашли, провели, выбрали нового лидера… Значит, что-то помаленьку движется".
Григорий Явлинский, кстати, и формально не вышел из федерального руководства партии. Он только перестал быть председателем. Но на этом же съезде делегаты проголосовали за создание нового руководящего органа, так называемого "политического комитета" (или, в шутку "совета аксакалов"), куда вошли и Явлинский, и, между прочим, наш Василий Попов. Политический комитет в составе двенадцати членов имеет те же полномочия, что и председатель партии, – может делать политические заявления, вносить кадровые предложения, распределять партийные деньги, экстренно прекращать полномочия председателя и созывать чрезвычайный съезд. Так что власти у Явлинского и его команды ничуть не убавилось. Вот только цена это власти в условиях, когда "Яблоко" уже не играет никакой роли на политической сцене, ничтожно мала.
Эксперты считают, что уйти из формальных лидеров "Яблока" Явлинскому понадобилось для того, чтобы принять предложение Кремля занять высокий государственный пост. По слухам, такое предложение ему было сделано, и Явлинский его принял. По "яблочному" Уставу он не мог совмещать две работы. Теперь ему ничего не мешает войти в правительство либо занять должность в администрации президента. Если, конечно, слухи подтвердятся, в чем некоторые сомневаются, называя разговоры о кремлевских предложениях "самопиаром Явлинского".
Наталья Захарчук