Жители поселка Салми Питкярансткого района молятся и загадывают желания на руинах Церкви Николая Чудотворца.

|
"Нам бы хотелось, чтобы этот храм восстановили, но это практически невозможно", – говорят сегодня обитатели некогда крупного поселка Салми. Каменная церковь Николая Чудотворца, построенная местными крестьянами в начале 19 века в самом центре тогда села Тулема на месте сгоревшего деревянного храма, всегда считалась святым местом. Ее возвели на высоком холме, видном издалека, на средства графини Анны Орловой-Чесменской ("иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина"). Вокруг нее всегда ходило немало легенд. Так народная молва утверждала, что Орлова пожертвовала деньги на храм после нахождения чудесным образом клада. Но трехпрестольная церковь, выполненная по проекту известного финского архитектора Карла Людвига Энгеля в стиле неоклассицизма, долгое время была самым большим православным храмом и единственным каменным зданием в приграничной Карелии. И местные жители делали все, чтобы ее сохранить.
Свои разрушения церковь получила в военное и уже послевоенное время. Она была частично повреждена в годы Зимней войны, вся церковная утварь, оставшаяся в церкви, была разграблена. К 1944 году салминцы, несмотря на трудности, смогли отремонтировать здание и восполнить часть утвари. А летом того же года церковь Николая Чудотворца получила тяжелые повреждения при наступлении советских войск. Восстановить храм сразу не смогли, в результате, уже в мирное время у церкви полностью обвалилась крыша, старое кладбище при храме было почти уничтожено. Но мириться с потерей святого места активные жители поселка не хотели.
По словам салминцев, в доперестроечные времена председатель местного сельсовета вынашивал идею реставрации церкви. Собирал на эти цели деньги и в Финляндии, и на месте искал спонсоров. С другой стороны церкви открыли было небольшую часовню. Был даже прислан священник, который некоторое время здесь служил, но потом запил и был отправлен на перевоспитание на Валаам. В итоге, часовню закрыли.
"Когда началась перестройка, все планы по реставрации рухнули, – рассказали жители Салми. – Ограничились впоследствии строительством деревянной церкви в центре поселка. Но некоторые местные жители все равно и сегодня как ходили, так и ходят молиться в храм Николая Чудотворца. Ходят на руины! А кто-то там загадывает желания. Народ утверждает, что они сбываются!"
Не оставляют без своего внимания разрушенную церковь и финны. Когда они приезжают в Салми, они всегда поднимаются на холм, заходят в церковь и посещают бывшее сельское кладбище, из могильных плит которого в советское время молодежь делала футбольные ворота.
"Люди говорят, что на нашем поселке лежит проклятие, – поделились жители Салми. – Ведь раньше у нас были большой поселок, крепкий совхоз. Мы не бедствовали. А во что сейчас превратилось наше поселение? Смотреть больно! А все почему? В советские годы, примерно в 70-е, местная молодежь сняла с церкви крест, думая, что он позолоченный, и утопила в реке. До сих пор его никто не может найти. Сколько ни ныряли в реку, где он на дне лежит, все тщетно. Креста нет и большого поселка нет!"
Наталья Витива