Житель Древлянки Анатолий Александрович Жданов написал рассказ-воспоминание о том, как далеком 1945 году в нашем городе праздновали День Победы.

|
Весной 1945 года я заканчивал 2-й класс II начальной школы в Петрозаводске. После трудной и холодной зимы весна была особенно радостной. Красная Армия завершала разгром фашистов на их территории. Город возрождался из руин, были восстановлены мосты, уже работали магазины, некоторые предприятия, открылись детские сады и школы, в уцелевшем актовом зале Университета шли кинофильмы. Помню, что на улице Комсомольской стояло сильно пострадавшее в 1941 году здание НКВД. Стены, часть перекрытий и крыша сохранились, но внутри дом сильно выгорел. У стен здания были установлены строительные леса и на них вывешивались большие полотнища с карикатурами Кукрыниксов, Б. Ефимова и других художников. Мне запомнились две выразительных карикатуры. На одной молодой художник смотрит в небо и в облаках видит себя в образе Гитлера. Подпись гласила: "Художник Шикльгрубер мечтаем стать Фюрером Гитлером". На другой Гитлер с побитой физиономией смотрит в небо и в облаках видит себя в образе художника. Подпись: "Фюрер Адольф Гитлер мечтает снова стать художником Шикльгрубером".
Карикатуры были настолько яркими и выразительными, что школьники часто после уроков прибегали их посмотреть. Однажды, уже в конце мая, я увидел, как мимо этих карикатур ведут колонну немецких военнопленных. Они без команды поворачивали головы и разглядывали эти рисунки. Некоторые отворачивались, опускали головы, другие о чём-то переговаривались. Смысл рисунков был им понятен без переводчиков. Возможно, их специально провели мимо этой своеобразной художественной выставки.
9 мая, в долгожданный день Победы, мы, как обычно пришли на уроки в школу и только здесь узнали, что фашистская Германия капитулировала. Уроки сразу отменили, нас отпустили по домам, но сказали, что будет праздничный митинг на площади Ленина и нам нужно будет собраться у здания пединститута. Народу собралось много, и вся сводная колонна направилась на митинг, где выступали перед собравшимися члены правительства, военные, известные жители города. После митинга началось праздничное гуляние. Проспект Карла Маркса тогда единственный в городе имел асфальтовое покрытие, поэтому большинство горожан устремились к нему. Возникли импровизированные центры веселья, где под музыку невесть откуда появившихся гармонистов и баянистов зазвучали песни, закружились в радостном вальсе пары.
Мне особенно запомнился гармонист в солдатской гимнастёрке, громко исполнявший популярный тогда '"Марш артиллеристов". Слушатели дружно подхватывали припев:
"Артиллеристы! Сталин дал приказ! Артиллеристы! Зовёт Отчизна нас! Из грозных тысяч батарей, за слёзы наших матерей. За нашу Родину! Огонь! Огонь!".
Много лет спустя на появившихся военных фотографиях я с удивлением увидел, что именно на этом месте, на перекрёстке улиц Карла Маркса и Дзержинского в октябре 1942 года финские генералы принимали парад своих войск в годовщину захвата города. Символичное совпадение…
Массовое гуляние продолжалось до вечера. А вечером через площадь Кирова к Онежской набережной прошла колонна боевой техники для проведения праздничного салюта. На берегу установили в длинный ряд батареи 122 мм дивизионных гаубиц, 120 мм миномётов, 76 мм пушек. На улице Пушкинской такой же длинной шеренгой выстроились красноармейцы с ракетницами в руках.
И вот грянул праздничный салют. Десятки орудий выстрелили одновременно, выплеснув пламя холостых зарядов в сторону озера. В ту же секунду в небо взвились разноцветные ракеты. Это было потрясающее зрелище, которое происходило среди руин сгоревших дотла кварталов города, словно напоминая всем, какой дорогой ценой досталась нам долгожданная Победа.
24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. По радио велась трансляция с Красной площади, а вскоре в кинотеатрах стал демонстрироваться киножурнал "Парад Победы". Все петрозаводчане гордились тем, что парад открывал сводный полк Карельского фронта, возглавлял который Маршал Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков и генералы Сквирский и Шербаков.
Все с нетерпением ждали возвращения с войны наших фронтовиков, но демобилизация задерживалась. Возвращались домой лишь раненые из госпиталей. Предстояла ещё война с Японией. Полевое управление Карельского фронта было направлено на Дальний Восток и вошло в состав Полевого управления Приморской группы войск, которая 5 августа была переименована в 1-й Дальневосточный фронт, возглавляемый К.А. Мерецковым. Переезд Управления из Карелии на Дальний восток спецпоездом был настолько засекречен, что все сотрудники были в гражданской одежде, а маршал Мерецков значился "генерал-полковником Максимовым.
Анатолий Жданов