Преображенская церковь: неприятные сюрпризы реставраторам
02 ноября, Обществоведение
Поделиться

В Минкультуры РФ обсудили ход реставрации Преображенской церкви в Кижах, эксперты Министерства и музея убеждены, что "все идет хорошо". Но ученые остались при своем мнении.

Реставрация Преображенской церкви на о. Кижи
Реставрация Преображенской церкви на о. Кижи

29 октября в Министерстве культуры РФ прошло заседание рабочей группы Федерального научно-методического совета по культурному наследию, посвященное памятникам деревянного зодчества. Одной из главных тем этого мероприятия было обсуждение хода реставрации Преображенской церкви в Кижах. Главный архитектор проекта, представляющий ОАО «НИИ Спецпроектреставрация» Владимир Рахманов рассказал о ходе реставрации, а также о том, что предстоит сделать в ближайшей перспективе. На заседании также присутствовали основные оппоненты проводимой реставрации - профессор Петрозаводского госуниверситета, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук Вячеслав Орфинский и реставратор высшей категории, советник Академии архитектуры и строительства РФ Александр Попов. Прямо в ходе заседания они высказали свои замечания к проекту реставрации. Вероятно опасаясь именно этого, часть ученых-архитекторов, желавших попасть на заседание, но не входящих в рабочую группу, туда просто не пустили. И, тем не менее, дискуссии избежать не удалось.

Работы по проекту представил сам Рахманов. В настоящее время каменный фундамент под церковью разобран, и ведется "поярусная" переборка сруба «снизу-вверх». Первый нижний ярус, по словам Рахманова, разобран, и начинаются реставрационные работы. Разбирать церковь «снизу-вверх» решили потому, что ее удерживает на весу металлический каркас, вставленный в церковь в 1980-е годы. «Мы решили, что раз уж церковь все равно стянута многочисленными стяжками, то это можно использовать для того, чтобы разобрать ее «вниз», - пояснил Рахманов. Такой способ реставрации, связанный с подъемом реставрируемых объектов, называется «лифтингом». Предполагается, что церковь удастся отреставрировать, не разбирая ее полностью.

Но у этого проекта есть существенный минус – общественность с ним не знакома. Несмотря на то, что проект одобрен Министерством культуры РФ, его не могут увидеть ни сторонние специалисты, ни журналисты. «Мы многие годы тщетно пытались добиться широкого и гласного обсуждения проекта», - говорит Вячеслав Орфинский. Его слова подтверждает и Александр Попов: «Я хочу проанализировать проект, обсудить его, разобраться в том, как и что будет реставрироваться. Пока я не имел возможности сделать этого. Поэтому приходится делать выводы из того, что я вижу и слышу».

По мнению Попова, на Преображенской церкви в Кижах идет эксперимент: реставраторы применяют методы, никак не согласующиеся с международными стандартами реставрации деревянной архитектуры, которые были приняты в 1999 году, и которые Россия также подписала. Как считает Попов, работы ведутся без использования исторических технологий, не повторяются конструкции памятника, а также не ведется обучение тех, кто занимается реставрацией. «Все это – необходимые стандарты, которые мы должны соблюдать, чтобы после реставрации памятник остался памятником. Мы должны учить людей ремеслу тех времен, чтобы реставраторы делали не то, что умеют, а то, что нужно им повторить при реставрационных работах, - говорит Попов. – А в Кижах работает фирма (прим. ред – «Алекон», Санкт-Петербург), которая занимается металлоконструкциями! То есть без опыта реставрационных работ. Все это чистой воды эксперимент, который необходимо срочно остановить».

И все-таки мнение Александра Попова не является авторитетным для представителей музея «Кижи». Недаром они вышли с заседания в то время, когда слово взял Попов. Представители музея, также как и министерства культуры, придерживаются одной позиции: реставрационные работы идут по согласованному плану и в соответствии с графиком. А значит, все в порядке, хотя ситуацию на объекте в Минкультуры называли «особой» - видимо, особо сложной.

Попова пугает в этой ситуации многое. В качестве примера в беседе с корреспондентом он привел «открытие» реставраторов при снятии нижних окладных венцов. Для них оказалось неожиданностью, что почти 100 процентов окладных венцов – гнилые. И, тем не менее, венцы сняли и увезли с места реставрации. Теперь их планируют заменить новыми бревнами, ориентируясь по маркерам. «Новые бревна собираются ставить в отсутствие старых, ориентируясь только на метки. Каждое бревно имеет 6 степеней свободы, а здесь их – десятки. Есть риск, что сруб в итоге не «сядет» и будет деформирован», - говорит эксперт Александр Попов.

Борьба, которую ведут оппоненты проводимой реставрации, продолжается уже не один год. Убедить общественность и Министерство культуры РФ в том, что реставрацию нужно остановить, Попову, Орфинскому и другим ученым пока не удается. Пока время есть – предварительные сроки реставрации определены – она должна быть завершена в 2014 году. Но специалисты уверены, что к этому сроку завершить реставрацию всех семи ярусов не удастся, ибо реставрация только одного их них – нижнего – закончится в лучшем случае через два года. На сайте музея «Кижи» пояснено, чем хорош этот метод реставрации – «при форс-мажорных обстоятельствах ее можно на время приостановить, не нарушая целостности памятника». Попов и Орфинский боятся, что именно по этой причине проект затянется на многие и многие годы и будет стоить налогоплательщикам еще не один миллиард рублей, а в итоге памятник превратится в очень дорогой новодел. 

Ирина Синюкова

P.S. После совещания в министерстве культуры РФ, руководство музея "Кижи" заявило, что "позиция государства в отношении проекта реставрации и хода работ на памятнике совпадает с позицией заповедника". 

Обсудить (0)



«Заменили кровлю, окна и двери»: в Медвежьегорском районе полностью обновили ФАП

Подробностями проведения ремонта поделился глава карельского Минздрава Михаил Охлопков.

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение