
В Карелии четко обозначилась новая тема публичной полемики. Общественное сознание впервые стало делить людей, а именно, элиту на «местных» и «пришельцев». Сами слова, словно, два лагеря: «мы», местные», «карелы», а напротив – «варяги», «чужаки», «пришельцы». На моей памяти раньше такого никогда не было. Тема «своих» и «чужих» возникла вскоре после ухода С. Катанандова с должности Главы Республики Карелия, и звучит она с тех пор все сильнее. Попытки сделать вид, будто, ничего не происходит, не снимают новую тему с повестки дня.
От старожилов, жителей карельских и русских деревень, не раз слышал рассказы и предания, как встарь приходили в деревню новые жители из других мест, как начинали они новую жизнь на новом месте. Строились, обзаводились хозяйством, знакомились с людьми и обычаями деревни, и сельчане тоже знакомились с новоселами, судили о них по делам, а не по словам: мало ли что можно наговорить да наобещать. За кем-то крепла слава доброго, хорошего человека, а кто-то мог заслужить и нелестную репутацию – опять же, по делам и поступкам. Никто и никогда не мог и не сможет заслужить доверия и признания в одночасье, даже, если у него на этот счет лежит в папочке гербовая бумага от самого большого начальника. Судят все равно по делам и результатам.
В прежние времена в Карелии, как и повсюду в стране, существовала система подготовки руководителей, профессиональной и общественной элиты из местных кадров. При этом всегда учитывались местные условия и особенности. Смена регионального руководителя не означала смены элиты, а наоборот подкреплялась кадровой преемственностью. Например, когда В.Н. Степанов возвратился в Карелию после недолгого периода работы в Москве и был избран в 1989 году председателем Президиума Верховного Совета республики, республиканское правительство стало обновляться из числа местных, хорошо знакомых жителям людей. Ни о каких «пришельцах» в республиканском руководстве тогда и речи быть не могло.
Жизнь полна интересных историй о том, как люди, становились «своими» в разных регионах, далеко от тех мест, где они родились и выросли. Москвичу Мюду Мечеву было немногим более двадцати лет, когда он впервые приехал в Карелию, чтобы работать над иллюстрациями к «Калевале». Сегодня он – художник с мировым именем, живой классик российского изобразительного искусства, Народный художник России. Прежде чем создать здесь снискавшие широкое признание иллюстрации к карело-финскому эпосу, Мечев долго знакомился с Карелией, ее историей, бытом и культурой. Молодой художник жил среди простых людей, и он навсегда сохранил чувство благодарности им и дружбу с ними.
Среди людей, которые стали самыми «своими», «карелами» в Карелии и очень много хорошего сделали для нее – люди разных национальностей. Это, например, известные ученые – ингерманландский финн, историк Л.В.Суни и уроженец Дагестана, языковед З.К.Тарланов. Они, как многие другие люди, хорошо знают Карелию, ее историю, традиции, а люди ценят и уважают их. Отношение людей, словно, эхо: как аукнется, так и откликнется.
Карелия многонациональная республика, и она издревле была «перекрестком» культур и народов. В традициях жителей Карелии – знать, ценить и беречь карельскую, русскую, финскую культуру нашего края. Карелами у нас называют не только карелов по происхождению, а всех тех, кто считает Карелию своим домом и кто относится к ней, как к родному дому. Название одного из самых известных произведений карельской литературы, романа Антти Тимонена, давно перешло с книжной обложки в разговорную речь, став ее оборотом: «Мы карелы».
«Варяги» же – это не те, кто родом из других мест, кто приехал из-за пределов региона. «Варягами» называют тех, кто пытается «рулить» регионом, насаждать свои правила и представления, безжалостно «оптимизировать», то есть попросту разрушать то, что создано трудом и талантом многих поколений, не успев при этом заслужить ни доверия, ни уважения жителей, не проявив себя в созидательной работе. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, – так ведь в народе говорят. А «пришельцы» – они сегодня здесь, а завтра – куда судьба пошлет. Ищи ветра в поле. Какой с «варяга» спрос?
В России начата подготовка к празднованию столетия создания Республики Карелия в 2020 году. Одновременно мы карелы, жители республики услышали в СМИ странные откровения одного из высоких руководителей, что Карелия и не республика вовсе, а какой-то никому не интересный «промежуток». Тогда же, походя, была поставлена под сомнение республиканская «состоятельность» Татарстана и Башкортостана. Правильно ли, когда люди, не прожившие и не проработавшие в Карелии и года, претендуют на право безапелляционных оценок ее более чем 92-летнего пути? Многие высокие руководители СССР и России посещали Карелию, и никто из них никогда не отзывался о республике неуважительно. Далеко за пределами Карелии во многих СМИ эхом отозвались странные высказывания министра «республики-промежутка». На пользу ли Карелии пошло такое эхо?
У каждого есть своя малая родина. Моя малая родина это Петрозаводск, мой любимый родной город. Я люблю покой белой ночи над Онежским берегом, шелест разноцветных листьев на тропинках осеннего парка и красивые, как открытки детства, новогодние улицы. Эти петрозаводские «открытки» у каждого горожанина – свои, неповторимые, особенные. В них – воспоминания, опыт, мечты, сбывшееся, несбывшееся…
В этом году состоятся выборы Главы Петрозаводского городского округа. Выборы станут главным политическим событием года в Карелии. Ожидается напряженная борьба за пост руководителя карельской столицы. Как петрозаводчанин я очень надеюсь, что у руля города станет не «пришелец», а «карел» – тот из кандидатов, кто знает и любит наш город, и кого знают и уважают здесь – по его делам, а не по обещаниям. Не сомневаюсь, что такие кандидаты среди петрозаводчан обязательно найдутся, а горожане разберутся, кто свой, а кто «из пришельцев».