О форме не по форме
13 марта 2014, Личное мнение
Поделиться

12 марта в карельский парламент привели детей. Для того, чтобы депутаты полюбовались на то, как красиво, солидно и мило выглядят девочки в сарафанах невыразимо депрессивных цветов и юбках покроя, исключающего намек на женственность.

О том, что школяров Карелии решено нарядить "по форме", известно уже давно. Казалось бы – пора привыкнуть. Смириться и понять, что школа – не ночной клуб, не спортзал и вообще не место для самовыражения, как заявил еще в прошлом году министр образования Александр Морозов.

Но даже то, что старших школьников обряжать в платья с передниками и костюмы из колючей шерсти никто не собирается, не успокоило – ни детей, ни родителей. В самой идее форменной одежды нет ничего дурного – школьники почти всех западных стран покорно натягивают форму и даже не думают бунтовать. Почему же так много наших подростков и детей, а главное – родителей, не рады?

Я два года училась в среднестатистической английской школе графства Саффолк. И у меня тоже была форма – темно-зеленый свитер с яркой школьной эмблемой на груди, обязательная белая футболка с отложным воротом, и черные брюки. В такой же форме большинство моих друзей посещали свои учебные заведения. Различался, пожалуй, только цвет. Стоили форменные свитера достаточно дорого, а вот качество их оставляло желать лучшего.

Явиться на занятия в джинсах и рубашке не могло прийти в голову – строгий учительский глаз замечал инородное тело среди одинаковых студентов, следовал строгий выговор, обязательное наказание и звонок родителям. Натягивать сверху на форменный свитер кофту было тоже нельзя.

Однако английским студентам наличие формы ничуть не мешало выглядеть еще более неряшливыми, чем русские школьники в спортивках и рваных джинсах. Оборванные обшлага, не выводимые пятна на свитерах, брюки, будто изжеванные коровой. За отсутствие формы следовали репрессии, поэтому модники и модницы "отрывались" за счет причесок и невероятного макияжа.

Помните Митрофанову из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"? Ту самую, которая вавилоны на голове крутила? Так вот, те самые вавилоны и в подметки не годятся тому, что устраивали на своих головах мои английские одноклассники. Пожалуй, облитая гелем, осветленная и завитая в кудри "башня" на макушке, в компании с мешковатым хлопковым свитером, веселенькой расцветки рюкзаком и бесконечными каблуками стала для меня символом английского тинейджерства.

Тем не менее, форма действительно стирает различия между социальными слоями. Особенно в Англии, где использовать мобильные телефоны и гаджеты до сих пор можно не во всех школах. Это тоже никого не смущает. Как и абсолютно одинаковые тетради, которые покупаются прямо в школах.

Протестовать против формы английским подросткам, которых растят в уважении к правилам, не приходило в голову. Тем более что форменный свитер и черные штаны – это действительно удобно – не стесняет движений, не имеет пуговиц или прочих сложных застежек.
Малышей в Англии, кстати, еще в подготовительной группе младшей школы, то есть, фактически, в детсаду, приучают к форме. Правда, выглядит она гораздо симпатичней того, во что упаковывают карельских первоклашек.

Вы видели этих грустных-грустных мальчиков во "взрослых" костюмчиках, при галстуках, заправленных в штанишки, которые, в свою очередь, заправлены в осенние сапоги? Все это еще приправлено криво застегнутой рубашкой и спортивной курткой.

А эти очаровательные юные карельские барышни, у которых из-под клетчатых "квадратных" юбочек зимой торчат ватные штаны. Мне кажется, что хороший психолог мог бы написать целую диссертацию о влиянии подъюбочных штанов в раннем детстве на сознание женщины.

В петрозаводском лицее, где я доучивалась в старших классах, тоже решили ввести форму. И не какую-нибудь, а деловую. Теоретически, мы должны были представлять общество невероятно серьезных лицеистов, одетых в костюмы. Правда, добывать эти костюмы нашим родителям пришлось самостоятельно. В результате мы напоминали кого угодно, но только не учеников престижной школы. Особенно, одиннадцатиклассницы, у которых длина юбок стремилась к нулю.

Эксперимент с формой в целом был провален. Впрочем, учителя не слишком бдительно следили – кто и в чем явился на занятия.

Я не против формы в школах. Она, наверное, дисциплинирует. Но одежда должна быть прежде всего удобной. Особенно – для тех, кто еще не умеет приводить себя в порядок и справляться со сложным рядом пуговиц, брючным ремнем и всеми прочими атрибутами облика "серьезного" человека.

А еще одежда для школьника должна быть качественной. И недорогой. Мне, к сожалению, такая форма не встречалась. Карельские директора предприятий легкой промышленности говорили республиканским парламентариям, любующимся на девочек в форменных сарафанчиках, о том же – дешево хорошо не бывает. Либо продукция трудолюбивых жителей Поднебесной, превращающаяся в растянутое нечто через пару стирок, либо костюмчики за пять-шесть тысяч рублей.

А учитывая, что нагрузки, которые испытывают на себе предметы школьного гардероба, сравнимы с космическими, комплектов одежды должно быть несколько. Не говоря уже о том, что штаны имеют обыкновение рваться, а свитера – протираться в самых неожиданных местах. Родители рискуют остаться без отпуска, следя за внешним видом маленького Эйнштейна.

Возможно, в единообразии нет ничего плохого. Но является ли школьная форма его основой или только показателем – я для себя не решила.

Маргарита Иванова, журналист

Обсудить (0) в ленту



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение