|

Пожалуй, главное, чего удалось добиться карельским властям за минувшие полтора года – передать более половины лесфонда республики в долгосрочную аренду по конкурсу, причем на тех условиях, которые были предусмотрены в программе. В соответствии с этим документом получить в Карелии лес на длительный период можно лишь имея четкий бизнес-план на освоение расчетной лесосеки. При этом потенциальный арендатор должен располагать мощностями по переработке древесины, встать в республике на налоговый учет и обязаться отчислять не менее 10 процентов арендной платы на социальное развитие территории, где он намерен заниматься лесным бизнесом. Условия, прямо скажем, не слишком привлекательные для лесопромышленников, но учитывающие интересы лесных поселков республики.
Еще в начале нынешнего года карельское руководство опасалось, что в России будет принят новый Лесной Кодекс, предполагающий распределение лесных ресурсов страны через аукционы. В этом случае республиканские власти не смогли бы выдвинуть арендаторам никаких собственных требований, а решающим аргументом в борьбе за лесные участки стала бы цена. Не трудно представить, что ждало бы тогда “традиционных лесопользователей” Карелии с их весьма скромными финансовыми возможностями. Однако проект нового Лесного Кодекса неожиданно “забуксовал” в московских кабинетах, и республика успела передать в долгосрочную аренду более 5 миллионов кубометров ежегодного лесопользования из 6,5 миллионов кубометров установленного объема отпуска.
|
Другим положительным результатом реализации правительственной программы можно считать значительный рост инвестиций в лесопромышленный комплекс. По прогнозу министра госсобственности, в нынешнем году общий объем инвестиций в ЛПК Карелии составит 4,5-5 миллиардов рублей, а в 2005 году этот показатель увеличится вдвое. Для сравнения нужно сказать, что в прошлом году в основной капитал всех карельских предприятий было вложено 9,6 миллиардов рублей.
Денисов объясняет приток инвестиций в ЛПК опять-таки условиями долгосрочной аренды леса, которые заставляют лесопользователей вкладывать средства в развитие глубокой переработки древесины. В общем-то цифры это подтверждают: за 9 месяцев текущего года рост производства в деревообрабатывающей отрасли Карелии превысил 11 процентов (такого нет ни в одном из лесных регионов страны), а экспорт необработанных лесоматериалов из республики наоборот снизился на 11 процентов.
Однако если в передаче лесов в долгосрочную аренду по конкурсу карельским властям удалось преуспеть, то в решении такой стратегической задачи, как создание региональной вертикально интегрированной структуры в местном ЛПК, пока никакого прогресса. Напомним, что программа действий по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом предполагала объединение независимых от внешнего капитала Сегежского и Кондопожского ЦБК и акционерного холдинга “Кареллеспром”, контрольный пакет которого находится в руках республиканского правительства. По замыслу авторов программы, этот шаг должен защитить стратегические предприятия Карелии от поглощения их отечественными и международными финансово-промышленными группами. К тому же, объединение двух целлюлозно-бумажных комбинатов и крупнейшей лесозаготовительной компании республики будет способствовать более эффективному и комплексному использованию местного лесфонда, поскольку Сегежский ЦБК потребляет в основном сосновую древесину, Кондопожский – еловую, а “Кареллеспром” является ведущим оператором на сырьевом рынке региона. Минувшим летом руководители трех компаний заключили соглашение о намерениях и определили срок разработки проекта предполагаемого объединения – два года, но с тех пор никаких новых шагов в этом направлении сделано не было.
По словам министра госсобственности Карелии Сергея Денисова, процесс интеграции компаний находится в стадии переговоров. “Существуют разные варианты объединения и выстраивания этой вертикально интегрированной структуры. Пока идет обсуждение форм и методов вхождения сторон. Не обольщайтесь – это дело не быстрое. Трем самостоятельным юридическим лицам предстоит найти взаимоприемлемую форму объединения, которая бы их всех устроила. Мы уже проходили холдинги сверху, когда в 80-е годы создавали такой холдинг на базе “Кареллеспрома”. Чем все это завершилось?... Поэтому пусть лучше выстраивают нормальную экономическую модель. Как договорятся, так договорятся”, - сказал Денисов.
Между тем, до окончания назначенного срока осталось менее года, а участники объединения словно бояться сглазить предстоящее слияние и практически никак не упоминают о нем в своих публичных выступлениях.
Валерий Поташов