|

Депутаты Законодательного Собрания на последнем заседании отклонили законопроект главы республики Сергея Катанандова об особенностях проведения в нашем регионе публичных мероприятий. Если бы документ был принят, митинги, пикеты и демонстрации на улицах наших городов могли прекратиться навсегда. Во всяком случае, - санкционированные.
Очевидно, что законопроект появился сейчас не случайно. Многолюдные митинги и демонстрации на улицах Петрозаводска, коих с избытком было в последние месяцы, изрядно попортили нервы губернатору. Достаточно вспомнить, что по поводу одного из них разгорелся настоящий скандал, - Сергей Катанандов публично обвинил участников в том, что они были нетрезвыми. Сколько ни пыталась власть преуменьшить масштабы людских выступлений, ничто не помогало, - митинги собирали до пяти тысяч человек. А среди разнообразных требований появились и явно антигубернаторские, - во время акции протеста в начале февраля демонстранты попросили отставки главы республики.
Новый законопроект, конечно, не всесилен, - он не избавил бы губернатора от народных волнений в принципе, однако мог настолько усложнить процедуру проведения публичных мероприятий, что организаторам не позавидуешь.
В частности, в проекте закона предусмотрена статья, согласно которой власть, по сути, имеет право отказать организаторам в проведении митинга. Для этого достаточно лишь не взять соответствующее уведомление, сославшись, например, на неверное оформление бумаг. Сейчас организаторы в установленные сроки лишь сообщают в местное самоуправление о дате и месте проведения мероприятия, а власть, в случае каких-то накладок может порекомендовать перенести митинг. Полномочий запрещать или отказывать в проведении публичных мероприятий, у чиновников нет. Именно этот «пробел» и заполняет новый законопроект. Что примечательно, отказать в принятии уведомления может не какой-то высокий начальник, - мэр, или его зам, - а обычный клерк в администрации муниципального округа, ответственный за принятие деловых бумаг. Если уведомление не принимается, митинг сразу превращается в несанкционированный. В этом случае, охраняющая порядок милиция может поступать с демонстрантами по своему усмотрению, в том числе, - разгонять участников. За проведение несанкционированных акций протеста организаторов обычно судят и приговаривают к административной ответственности, - штрафам. Так что, по меткому выражению одного из депутатов, в случае принятия закона «коммунисты с яблочниками не вылезали бы из судов, а на улицах раз в год появлялись только единороссы с праздничными флажками».
Еще на стадии рассмотрения губернаторского законопроекта в комитете по законности и правопорядку депутаты решили инициативу не поддерживать. Аргумент железный, - предлагаемые нормы на уровне региона противоречат федеральному законодательству. Нигде в России, несмотря на путинскую «управляемую демократию», такого нет, - митинги проводятся, и никакие мэрии не могут препятствовать желанию народа выйти на улицы.
Когда вопрос рассматривался на Законодательном Собрании, депутаты от оппозиции, - именно они в последнее время были организаторами самых многочисленных митингов, - прямо говорили о том, что законопроект направлен на запрещение публичных мероприятий «под бюрократической оболочкой». «Так можно все запретить, включая Первомайскую демонстрацию», - заявлял Алексей Мосунов. Представители правительства настаивали на том, чтобы документ был принят в первом чтении, а после «его можно доработать, поскольку Сергей Леонидович не против». Но оппоненты таким словам не очень-то поверили, - сейчас глава республики находится в отпуске в Карловых Варах, а вернется, - еще неизвестно, что скажет. Противникам губернаторской инициативы пришлось долго доказывать, что раз уж законопроект противоречит федеральному законодательству, то его нельзя принимать вообще. В конце концов, здравый смысл восторжествовал, и мы получили еще один редкий пример того, когда парламентское большинство пошло наперекор мнению губернатора. То ли сказалось отсутствие Сергея Катанандова в Карелии, то ли его сторонники посчитали, что это уж совсем чересчур, - принимать заведомо противоречащие российскому законодательству документы. Но, так или иначе, законопроект принят не был («за» проголосовало 16 депутатов, «против» - 27). Это значит, по крайней мере, что пока никто не запретит российским гражданам в Карелии выходить на улицы с плакатами и реализовывать, таким образом, свои конституционные права. И на том спасибо.
Наталья Захарчук