Общественность Петрозаводска бьет тревогу, требуя остановить лесоповал, учиненный городскими властями после трагедии на улице Луначарского.

![]() |
После того, как на улице Луначарского случилась страшная трагедия, власти Петрозаводска объявили тополям настоящую войну. Никто из работников администрации не вспомнил, что упавший тополь давно беспокоил жильцов окрестных домов. Они обращались с просьбой срубить дерево, но результата обращения не дали. Зато когда насквозь прогнивший тополь рухнул и унес жизнь Лены Мельниковой, все его родственники были объявлены потенциальными убийцами и приговорены к уничтожению. Количество тополей, помеченных красной краской как «аварийные» не поддается счету. Только в течение месяца срублено более полутора тысяч растений. Останавливаться на достигнутом администрация города не собирается. По словам специалиста управления городского хозяйства Жанны Тюковой, в дальнейших планах снос шести-семи тысяч деревьев.
Оценивая масштаб вырубок, городская общественность опасается, что под маркой «аварийных» администрация Петрозаводска уничтожит и вполне жизнеспособные растения. Основанием для беспокойства служит, во-первых, «закрытость» комиссии, специально созданной для решения судьбы деревьев. Среди ее членов нет ни одного представителя общественных природоохранных организаций. Решение – рубить или не рубить – принимается исключительно работниками петрозаводской мэрии, управляющими организациями и работниками муниципальных предприятий.
Во-вторых, критерии, исходя из которых определяется судьба тополей, не кажутся убедительными. Учитывается ценность породы, соответствие строительным нормам и другие нюансы, но нет ни одного критерия, который бы учитывал экологическую роль зеленых насаждений. «Критерий ценности породы, которым руководствуются чиновники, кажется мне чрезвычайно сомнительным. Считается, что быстро растущие деревья менее ценны, чем те, для развития которых нужно продолжительное время. Однако в экологическом отношении все наоборот – чем быстрее вырастает дерево, тем скорее оно приступает к исполнению своих «обязанностей», - комментирует Рыбаков. - Из-за «несоответствия строительным нормам» мы уже потеряли множество деревьев, в том числе при новом строительстве, так называемой уплотненной застройке. И сколько еще предстоит потерять!».
Еще одним аргументом в пользу сноса тополей в администрации Петрозаводска называют возросшее количество исков, в которых горожане требуют возмещения вреда, нанесенного их имуществу упавшими деревьями. В прошлом году таких исков было 3, а с начала нынешнего года – 7 на общую сумму в 300 тысяч рублей. Но, по словам Дмитрия Рыбакова, здесь чиновники мэрии слукавили: в числе этих исков - иск о возмещении вреда от работника МВД Карелии, автомобиль которого раздавило пополам упавшим деревом. Но упало это дерево на машину не по собственному желанию, а в тот момент, когда его спиливали работники фирмы «Северин».
«Я считаю, что решение о масштабном сносе тополей принято администрацией просто из страха, что трагедия может повториться, - говорит председатель Ассоциации зеленых Карелии Дмитрий Рыбаков. – Однако совсем лишать город зеленых насаждений – неправильный и неграмотный путь решения проблемы. Это все равно, что лечить больную голову топором».
«Глядя на этот варварский лесоповал, ну как не вспомнить пословицу: "Заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибет!" Несколько лет мэрия не занималась надлежащим образом удалением аварийных деревьев и посадкой новых. И случилась трагедия. Но разве в ней виноваты деревья? За что их сделали крайними? Ну давайте еще и кусты вырубим, траву на газонах уничтожим! Почему жить дереву или быть уничтоженным решают специалисты от ЖКХ? Хорошо, требования ГОСТа мы якобы выполнили, или сделали вид, что выполнили, дышать чем будем? Даже если мэрия высадит в десять раз больше деревьев, чем уничтожила этим летом, в чем я лично сомневаюсь, полноценную замену мы получим десятилетия спустя. Почему об этом никто не подумал?» - говорит депутат Петрозаводского горсовета Галина Громыко.
«Тотальное спиливание деревьев вызывает нешуточную тревогу, - делится Светлана Володина, руководитель Ассоциации «Голос». – Надо спиливать гнилые деревья, но за остальными надо ухаживать. Иначе в результате этого варварского уничтожения город останется совсем без растительности». «Каждый тополь – это фабрика по очищению воздуха. Сейчас мы их срубим, а чем будем дышать? – беспокоится житель Петрозаводска Владимир Макарихин.
Беспокойство общественности резонно . Если городские чиновники, действительно, собрались снести все тополя – это значит, что будет уничтожено 70 процентов зеленых насаждений Петрозаводска. «Последствия уничтожения тополей не заставят себя ждать, – предупреждает Дмитрий Рыбаков. – Можно быть уверенным, что возрастет число заболеваний дыхательной системы, щитовидной железы, можно будет ждать вспышку аллергических реакций. Один тополь способен за вегетационный период осадить 50 килограммов пыли, поглотить до 250 граммов углекислого газа и 180 граммов серного газа. Со сносом тополей все это будет оседать в наших легких. В Петрозаводске и так наблюдается дефицит растений: на одного петрозаводчанина приходится чуть больше 14 квадратных метров зеленых насаждений, в то время как общенациональная норма – 24-25 метров».
Однако не внемля доводам разума, городская власть продолжает кампанию по снесению деревьев, тратя на это значительные средства. По словам Жанны Тюковой, снос одного дерева в зависимости от сложности работы, стоит от 1200 до 1900 рублей. Выполняют работы по спиливанию тополей несколько предприятий, среди которых Комбинат по благоустройству и озеленению и фирма «Северин». Практически все спиленные деревья идут на дрова, - об этом сообщили работники, осуществляющие снос тополей. «Безусловно, фирмы имеют свой интерес: они получают деньги от администрации города за выполнение работы, а потом могут продать эти срубленные деревья на дрова. 700 рублей стоит машина тополевых дров, 1200 березовых. Не исключено, что после тополей березы тоже пойдут в ход», - опасается Дмитрий Рыбаков.
Во время встречи корреспондента «Столицы на Онего» с Рыбаковым, в его офис позвонил житель Петрозаводска и рассказал, что возле его дома по улице Репникова стоят помеченные красной краской ели.
Проблема усугубляется тем, что внятной программы озеленения городских территорий у администрации Петрозаводска нет. Только после того, как общественность выразила свое возмущение уничтожением растительности в городе, была создана рабочая группа по разработке такой программы. Сейчас высадки зеленых насаждений носят разрозненный характер и осуществляются, в основном, силами горожан и общественных организаций.
«Мы намерены принять участие в создании этой программы, - говорит Рыбаков. – Уже направили свои предложения. В частности, мы считаем, что до следующего лета необходимо высадить 18 тысяч деревьев взамен тех, что сгоряча срубили. Нужно обязательно пересмотреть отношение к зеленым насаждениям: лечить больные и поврежденные деревья. Надо следить за состоянием деревьев, обрезать кроны – они будут не такими тяжелыми, и деревья перестанут падать. Иначе город останется просто голым, и это будет иметь самые серьезные последствия для петрозаводчан».
Татьяна Прокопенко