Старые песни о главном
24 октября 2005, Капитал
Поделиться

Губернатор призывает карельских лесопромышленников к интеграции, министры ищут объяснение очередному спаду лесозаготовок.

Более двух лет прошло с того момента, как республиканское правительство приняло программу действий по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом, направленную на увеличение финансовой отдачи от деятельности базовой отрасли местной экономики и развитие в регионе глубокой переработки древесины. За это время властям Карелии удалось передать в долгосрочную аренду по конкурсу около 70 процентов расчетной лесосеки, обязав лесопользователей вкладывать средства в  перерабатывающие мощности. Однако теперь чиновники заявляют о готовности внести коррективы в документ, который прежде именовался ими не иначе как «революционный». По признанию карельских министров, строительство лесопилки в каждом леспромхозе не способствует повышению эффективности лесопромышленного комплекса в целом и только усугубляет дефицит лесного сырья, а инвестиционные затраты предприятий зачастую превышают их выручку.

Арендаторы в роли государства

Усомниться в выбранном курсе карельское руководство заставил неожиданный спад производства в лесозаготовительной отрасли. Как было отмечено на недавнем совещании губернатора с ведущими лесопромышленниками Карелии, в нынешнем году объемы вывозки древесины сократились в республике на 7 процентов. При этом поступление налогов в региональный бюджет от деятельности лесозаготовительных предприятий уменьшилось на 9,1 процента и составило около 169 миллионов рублей, а доля убыточных леспромхозов достигла 78,4 процента.

Присутствовавшие на совещании министры экономического блока попытались объяснить снижение эффективности работы местных лесозаготовителей высоким износом основных фондов, резким ростом цен на энергоносители и увеличением железнодорожных тарифов, а также традиционно вспомнили неблагоприятные погодные условия (зима в этом году оказалась слишком теплой) и затяжные январские каникулы, однако главу республики Сергея Катанандова эти доводы не убедили. «Если мы передали леса в аренду по конкурсу, об убытках не может быть и речи!», - заявил губернатор.

Особенно его задели едкие замечания заместителя руководителя регионального агентства лесного хозяйства Иосифа Скадорвы, который высказал крайне негативную оценку деятельности карельских арендаторов. «Конкурсная аренда лесов, как планировалась, не работает. По сути, арендаторы заменяют сегодня государство, распределяя выделенные им лесные ресурсы между подрядными организациями. Лесопунктов в республике больше нет, а осваивают лес рабочие из Молдовы и Украины», - сказал Скадорва. Замруководителя Кареллесхоза отметил также, что арендаторы не вовремя расплачиваются за выделенные лесные ресурсы. Причем, речь идет не только о платежах в региональный бюджет, но и о минимальных ставках лесных податей, которые лесопользователи обязаны уплатить в казну государства.

Что подумают в России?

Критика со стороны федерального чиновника настолько подействовала на Катанандова, что губернатор даже посоветовал своим подчиненным «покончить» с теми арендаторами, которые «дискредитируют» идею конкурсной аренды. Глава республики напомнил участникам совещания, что принятие нового Лесного кодекса страны было заморожено не без помощи карельских властей, которые тем самым защищали интересы местных лесопромышленников. «Мы выступали против распределения лесных ресурсов через аукционы и отстаивали возможность получения лесов в аренду по конкурсу. Но, как теперь выясняется, конкурсная аренда в Карелии не работает. Что о нас подумают в России?», - попытался пристыдить «лесных генералов» губернатор.

Однако помимо констатации фактов «исключительно тревожной обстановки» в лесу и призывов обуздать ценовой произвол естественных монополий ведущие карельские лесопромышленники не смогли ничем ответить на упреки республиканского руководства. Лишь генеральный директор холдинга «Кареллеспром» Николай Бобко высказался за ускорение машинизации работ в лесу и переход к сортиментной заготовке древесины, заметив, правда, что такой путь чреват потерей рабочих мест и даже закрытием некоторых леспромхозов.

 «Кардинально изменить ситуацию в отрасли смогут только крупные инвесторы, способные вкладывать значительные средства в модернизацию производства. Но это приведет к поглощению наших предприятий сторонними компаниями», - сказал Бобко. В качестве альтернативы он упомянул небезызвестный план создания в республике собственной вертикально-интегрированной структуры на базе Сегежского и Кондопожского ЦБК и холдинга «Кареллеспром», который также был предусмотрен правительственной программой действий по совершенствованию управления лесопромышленным комплексом, но так и не был реализован, увязнув в «переговорном процессе».

 «Наступит время, сам поймешь, наверное…»

По-видимому, эта идея по-прежнему близка губернатору. Во всяком случае, подводя итоги встречи с лесопромышленниками, Сергей Катанандов заявил, что нигде в мире нет отдельной лесозаготовительной отрасли, а есть лесной бизнес, развитие которого свидетельствует об эффективности объединения. «В последние годы в карельский лес пришли такие известные лесопромышленные концерны, как Stora Enso и IKEA. Если в республике появятся еще 2-3 подобных крупных проекта, наши ведущие целлюлозно-бумажные комбинаты будут вынуждены приобретать леспромхозы и объединяться», - пообещал глава региона.  

Однако генеральный директор Кондопожского ЦБК Виталий Федермессер никак не отреагировал на очередной призыв к интеграции. Все совещание он молча просидел среди коллег и ничем не выдал своих эмоций.

Валерий Поташов

Обсудить (0) в ленту



Олег Липовецкий
режиссер
Я был очень толстым мальчиком и мечтал нравиться девочкам
Уроженец Карелии, режиссер лучшего (по итогам года) московского театра «Шалом» Олег Липовецкий о причинах, почему пришел в театр. А также о жизни, Карелии, театре «Творческая мастерская» и причинах отъезда в Москву.

подробнее

В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение