Чем обернется для Сергея Катанандова «серьезный разговор» с президентом.

|
После едких замечаний, которых удостоил нашего губернатора президент Путин во время общения с жителями Кондопоги в рамках «прямой линии», главной темой обсуждения в политических кругах Карелии стала: а что, собственно, сие значит, и каковыми будут последствия для Сергея Катанандова обещанного президентом «серьезного разговора». Говоря проще, снимут Сергея Леонидовича (когда разыщут в отпусках, разумеется), или просто попугают, еще раз поставят на вид, и оставят в должности. Вот как комментируют президентский звоночек губернатору некоторые политики и эксперты.
Хотя ни у кого нет сомнений, что слова президента о нерадивой власти относились именно к Сергею Катанандову (в прямом эфире глава государства назвал его «председателем правительства» - немного ошибся в должностях), пресс-служба губернатора первой попыталась откреститься от того, что речь шла о главе республики. В официальном пресс-релизе по итогам общения президента с жителями Кондопоги пресс-секретарь главы Карелии Александр Смирнов, не мудрствуя лукаво, написал, что Владимир Путин собирается серьезно побеседовать с Сергеем Катанандовым «о формировании муниципальной власти в Кондопоге». «Говоря о слабости власти Кондопоги, допустившей трагические события, президент подчеркнул, что такая власть никому не нужна и отметил, что силовые министры отстранены от своих должностей», - так интерпретирует скандальные заявления Путина пресс-служба карельского губернатора. Между тем, если поднять стенограмму речи президента, становится очевидным, что, говоря о местной власти, которая не может защитить конституционные права жителей Кондопоги, Владимир Путин имеет в виду не маленьких кондопожских чиновников, а руководство республики в лице Сергея Катанандова. Иначе с чего бы это президент стал пенять, что не может разыскать карельского губернатора, который «то в самолете, то в отпуске»? Кстати, на замечание президента Сергей Катанандов отреагировал только через сутки, когда радиостанция «Эхо Москвы» передала его официальные извинения. «Глава Карелии Сергей Катанандов сожалеет, что до него не дозвонился президент Путин, и говорит, что позволил себе пойти в отпуск, поскольку ситуация в республике спокойная», - передало «Эхо Москвы». - Он пообещал, что республиканские власти наведут порядок на рынках и обеспечат доступ туда отечественных товаропроизводителей».
В политических кругах Карелии считают, что президентский звоночек Сергею Катанандову в телеэфире прозвучал не случайно. И последствия его не заставят себя долго ждать. «Президентский укол ничего хорошего не обещает Сергею Катанандову, - считает руководитель Центра политических и социальных исследований РК, политолог Анатолий Цыганков. - Тут хочешь - не хочешь, а сама собой выстраивается логика плохой организованности работы и главы республики, и его команды. Люди вопиют о незащищенности своей, а власть республиканская позволяет себе расслабляться в отпуске. Глава республики не реагирует на ситуацию. Окружение беспомощно. Вот смысл президентской едкой реплики».
«Просто так в нашей стране ничего не случается, еще с советских времен все мы привыкли к тому, что любое высказывание первого лица – дело серьезное, и вслед за ним всегда последуют какие-то действия, - комментирует скандал заместитель руководителя регионального отделения ЛДПР Геннадий Шехирин. – Понятно, что Кондопога для участия в прямой линии была выбрана не случайно, и президент заранее готовил свой ответ на вопрос жителей – кто виноват в трагических событиях. Указав на руководителя республики, он, тем самым, дал отмашку своему окружению, некое руководство к действию, и теперь никто не знает, что будет с нашим губернатором дальше. Да, любой руководитель региона может уехать в отпуск, но далеко не с каждым президент не может в этом отпуске связаться».
Впрочем, большинство экспертов все-таки считают, что до отставки дело не дойдет. Прежде всего, потому, что время ушло: если президент и собирался снять Катанандова, то сделал бы это давно, либо сразу после трагических событий в Кондопоге, либо одновременно с увольнением силовиков, в крайнем случае – по итогам выборов. «Мне кажется, что высказывания Путина на «прямой линии» – это просто разрядка обстановки, - говорит зампред Петросовета Дмитрий Макеев. – Ни за что не поверю, что президента не могут связать с губернатором. Будь он в любой точке планеты, не сомневайтесь, найдут через несколько секунд. Все это просто игры – никто Сергея Катанандова снимать не собирается. Зачем лишний раз дестабилизировать обстановку? Ситуация в республике сейчас нормальная, все под контролем. Выборы показали, что «Единая Россия» сильна, в Законодательном Собрании у нее твердое большинство. Что еще нужно?»
«Помните, на прошлой «прямой линии» Путин набросился на губернатора Ставропольского края Черногорова за то, что на одном из хуторов не налажено снабжение жителей питьевой водой? Тогда все тоже говорили: снимут, снимут. И что? До сих пор этот Черногоров сидит в своем кресле, никуда не делся! – вспоминает секретарь карельского рескома КПРФ, депутат ЗС Александр Степанов. – И у нас, скорее всего, также будет. Понятно, что Кондопога – это не вода на хуторе, и все-таки, трудно представить, что после недавних высказываний президент отправит Сергея Катанандова в отставку. Мы, конечно, выступаем против политики нашего губернатора, но еще неизвестно, кого нам нового пришлют. Может, поменяем шило на мыло».
Очевидно, что «серьезного разговора», который пообещал президент, Сергею Катанандову не избежать. А что дальше? «Не стану гадать о завершении этой нелицеприятной встречи, - говорит политолог Цыганков. - Снятых за нерадение персон власти вроде уже достаточно. Трёх силовиков федерального уровня лишили должностей. И удаление следом за ними человека, за многие годы своего руководства республикой, потерявшего контроль за кадровой ситуацией – смотрелось бы завершением чистки «такой» власти в республике. Тем более что повод для отставки более чем весомый: глава субъекта Федерации не обеспечивает соблюдения конституционного порядка и защиты конституционных прав граждан на вверенной ему территории.
Но «крови» кадровой, наверное, уже и хватит сейчас в Карелии, показательных порок достаточно, порядка хочется и ответственности власти перед людьми, а не только перед строгим державным президентом».
Наталья Захарчук