«Аннушки» возвращаются
07 июня, Капитал
Поделиться

В Карелии будет восстановлено авиасообщение внутри региона.

фото: коллаж © Правительство Карелии / «Столица на Онего»

На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным глава Карелии Артур Парфенчиков поднял вопрос о возрождении в республике внутрирегионального авиационного сообщения. Он попросил поддержки в скорейшей реализации программы, которая уже утверждена правительством России, — о создании в республике федерального казенного предприятия — «Аэропорт Карелии», и получил добро руководителя страны на дальнейшую работу по этому проекту. 

«Жили всего лишь бабушка с дедушкой, но и им привозили корреспонденцию»


Идея проста — на базе нового аэропорта «Петрозаводск» организовать государственное учреждение, в ведение которого передадут аэродромы и посадочные площадки в муниципальных районах. Эти площадки остались еще с советских времен, когда в Карелии была развита малая авиация, но требуют восстановления или полной реконструкции. Только в этом случае они смогут принимать самолеты. И очевидно, что Карелии в столь ресурсоемком проекте нужна федеральная поддержка, в том числе — финансовая.

То, что внутреннее авиасообщение необходимо возрождать, в республике мало кто сомневается. Когда-то эта система уже работала достаточно эффективно. И пусть это были маленькие «Аннушки» (самолеты «АН-2»), «кукурузники» и вертолеты, но они летали с пассажирами и грузами и в Сегежу, и в Пудож, и даже в самые северные точки Карелии.

Единственный в республике заслуженный пилот России, петрозаводчанин Виктор Кузнецов, успешно пролетавший по республике на различных типах вертолетов целых 40 лет, так рассказывал об организации внутрирегионального авиасообщения в советские годы:

— В Петрозаводском авиапредприятии работали 220 пилотов, а всего трудились 850 человек. Тогда имелись три эскадрильи самолетов «АН-2», минимум по 10 бортов в каждой, и столько же эскадрилий различных типов вертолетов.

Аэродромы имелись в Пудоже, Сегеже, Калевале, Сортавале, Костомукше, а в Лоухи, Кеми и Беломорске — посадочные площадки. По всем этим направлениям «АН-2» перевозили большое количество пассажиров. Жители Карелии летали из Петрозаводска в районы, существовали и межрайонные рейсы, так что на самолете можно было добраться из одной части республики в другую. Вертолеты раз в неделю доставляли почту в самые отдаленные поселки.

— Помню, что, например, в крошечной деревеньке Петровский Ям в Сегежском районе, которой сегодня уже не существует, жили всего лишь бабушка с дедушкой, однако и им привозили корреспонденцию, — вспоминает   Виктор Николаевич. — Я уже не говорю о безусловном выполнении санитарных рейсов даже на острова в Онего и Белом море, в любые, самые отдаленные уголки Карелии.

Малая авиация начала разрушаться вместе с советским укладом и окончательно пришла в упадок, когда закрылась Северо-Западная авиабаза в «Песках». Причина — хроническое недофинансирование достаточно дорогой для бюджета отрасли и постепенный отказ от самолетов из принципа «не до жиру».

Вместе с тем, уже через несколько лет стало понятно — одними автобусами и поездами пассажирские перевозки внутри региона не вытянуть. Хотя бы потому, что территория — большая, протяженная, плотность населения — низкая, и есть в Карелии достаточное число населенных пунктов, добраться до которых — реальная проблема.

Единая транспортная система

Восстановление регионального авиасообщения — задача непростая. В правительстве Парфенчикова ее видят как часть комплексных мер, которые с 2017 года реализуются в сфере транспорта и пассажирских перевозок.

Ремонт дорог по всей Карелии, модернизация автобусного сообщения — покупка нового подвижного состава и открытие новых маршрутов, усовершенствование железнодорожного сообщения, инфраструктурные проекты в сфере транспорта, а теперь и внутренняя авиация — все это рассматривается как единая система. И объективно, очень многое в ней уже изменилось за последние пять лет.

Во-первых, это активизация дорожного строительства и ремонта. За пять лет в Карелии отремонтировано 600 км региональных дорог, из них 270 км — за прошлый год. Из них самые значимые: Олонец–Питкяранта–Леппясилта, Медвежьегорск–Толвуя–Великая Губа, Заозерье–Пиньгуба. Решен вопрос по федеральному финансированию трассы «Кола» от Пяозерского до границы с Финляндией (протяженность — 157 километров). Среди отремонтированных дорог, ведущих к туробъектам, самый важный проект — дорога Великая Губа–Оятевщина в Медвежьегорском районе протяженностью 31 километр, которая обеспечивает круглогодичную транспортную доступность до острова Кижи и музея-заповедника.

Во-вторых, — модернизация автобусного сообщения. Почти 100 новых автобусов приобрели власти республики с 2019 года для «Карелавтотранса», и сегодня они выходят на междугородние и пригородные маршруты и ездят по всей Карелии. Столь масштабных программ обновления подвижного состава в республике не было последние 20 лет. Изменения происходят и в инфраструктуре автобусных перевозок — введена в эксплуатацию автостанция в Пряже, еще одна скоро откроется в Пудоже, продолжается реконструкция автовокзала в Петрозаводске.

Параллельно развивается и железнодорожное сообщение. За пять лет полностью реконструировали железнодорожные вокзалы в Петрозаводске, Беломорске и Медвежьегорске. Современные пригородные поезда «Орланы» начали ходить на участке Лодейное Поле–Питкяранта–Сортавала, — количество пригородных маршрутов увеличилось до десяти. В 2021 году поездами пригородного сообщения перевезли более 270 тысяч пассажиров, что на 11 процентов больше, чем в 2020 году. Ну и своеобразной фишкой Карелии стал ретро-поезд «Рускеальский экспресс» — единственный в России ежедневный маршрут на паровозной тяге, который проходит по карельскому Приладожью до мраморного карьера в Рускеале.

Все это позволяет говорить — ситуация с транспортом и пассажирскими перевозками в республике улучшается, причем существенно и системно. И тем не менее, подводя итоги пятилетней работы, Артур Парфенчиков отмечает:

— Учитывая площадь территории и низкую плотность населения нашей республики, решить проблему межмуниципальных пассажирских перевозок только за счет развития автомобильного и железнодорожного сообщения представляется крайне проблематичным. Назрел вопрос о восстановлении внутрирегионального авиационного сообщения.

Первые самолеты — в Костомукшу и Пудож


Как и в какие сроки в Карелии будет восстанавливаться малая авиация? Очевидно, что очень многое в этом вопросе зависит от федеральной поддержки, и после встречи Артура Парфенчикова с Владимиром Путиным можно ожидать ускорения реализации программы — основные поручения президентом даны.

Большим плюсом является то, что реформа в авиасообщении начинается в республике не с нулевой отметки. Федеральное казенное учреждение «Аэропорты Карелии» будет создаваться на базе реконструированного аэропорта «Петрозаводск». Новое здание аэровокзального комплекса с пропускной способностью 300 пассажиров в час было введено в эксплуатацию в 2020 году по федеральной целевой программе к 100-летнему юбилею Карелии. В настоящее время воздушное сообщение соединяет столицу Карелии с Москвой, Архангельском, Калининградом, Казанью, Сочи, Минеральными Водами и другими городами. В ближайших планах — рейсы в Краснодар и Ростов-на-Дону через Воронеж. И именно петрозаводский аэропорт станет центром возрождаемого внутриреспубликанского авиасообщения, помочь в создании которого пообещал Путин.

Внутреннюю авиацию власти республики планируют восстанавливать с двух воздушных направлений — из Петрозаводска на Костомукшу и из Петрозаводска на Пудож. Они сейчас наиболее востребованы у жителей республики. Последний рейс в город горняков самолет малой вместимости «Аннушка» — «Ан-2» произвел более десяти лет назад, и начинать придется с капитального ремонта местного аэродрома.

Реконструкция старой посадочной площадки и возобновление авиасообщения с Пудожем планируются одновременно со строительством железнодорожной ветки Медвежьегорск– Пудож–Каргополь (Вытегра)–Коноша протяженностью около 470 км. Обоснование строительства включено в Транспортную стратегию России, которая разрабатывается на федеральном уровне, и средства на реализацию большого железнодорожного проекта будут федеральными.

У Карелии благодаря главе республики очень серьезные лоббистские возможности на уровне российского правительства, поэтому сроки возобновления внутреннего авиасообщения, по всей вероятности, будут сжатыми. «Аннушки», ИЛ-114 и другие самолеты малой авиации возвращаются в Карелию.  

Максим Иванов 




Двое туристов на катамаране пропали на Белом море в Карелии
21:20 Происшествия
Доля россиян с зарплатой от 100 тысяч рублей составила треть всех работников в стране
20:30 Экономика
В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение