Новое издание старой легенды – снова в кино.
фото: © Кинотетрис
В широкий прокат 6 ноября вышел фильм ужасов «Франкенштейн: Воскрешение» (18+). Претерпев больше полусотни киновоплощений, его центральный персонаж давно стал одним из главных призраков мирового кинематографа. Какое чудовище вышло из-под пера кинематографистов на этот раз — в рецензии «Столицы на Онего».
О рукотворных чудовищах
О Франкенштейне слышал каждый, но что он такое — сходу ответят только знатоки жанра. Впрочем, удивительного здесь мало — с феноменами масскульта так часто бывает. Однако Франкенштейн — случай особый. Ведь в массовом сознании он служит именем нарицательным сразу двум типажам — действительному и вымышленному. Первый — одержимый творением учёный, второй — эклектичное неуправляемое чудовище. Имя что одному, что другому — Франкенштейн. Звучит оно примерно как Фантомас — только означает нечто более чудовищное и представленное в двойном экземпляре.

Как и один из его собратьев — призрак коммунизма, призрак Франкенштейна столь же неутомим. Только бродит он по киноэкранам — впрочем, тоже нагоняя на публику страх и сея ужас. Однако множество киноинтерпретаций не мешает присоединиться к бесконечной саге о Франкенштейне в любой момент, и «Воскрешение» здесь — не исключение. Цельный фильм с герметичным сюжетом, местами он воспроизводит оригинал близко к тексту.
Так, синонимом эклектичного и чудовищного творения детище Виктора Франкенштейна — именно так звали создателя человекоподобного монстра — стало не случайно. Учёный из Женевы сначала сшил его нитками из расчлененных трупов, а затем анимировал мёртвую плоть. Анимированная, она стала чудовищем — и только, первичным и неопределяемым понятием, сказать нечто большее о котором — затруднительно. Но будь оно только так, Франкенштейну не была бы уготована участь чеховского «Монаха», обреченного на бесконечные отражения в стратосферах массовой культуры. Поэтому Франкенштейн — всё-таки нечто большее, он — синоним чудовища, порожденного человеком и вышедшего из-под его контроля. Олицетворение неуправляемого уродства и непредсказуемого зла. Таких чудовищ человек за последние два столетия наплодил в избытке — от идеологических до техногенных.
О двух культурах
Если поскрести Франкенштейна глубже, то картина откроется ещё более впечатляющая. Название литературного первоисточника звучит как «Франкенштейн, или Современный Прометей». Оно не только украшает роман, но однозначно указывает на замысел его создательницы — англичанки Мэри Шелл. Речь в книге идёт не о человеке вообще — речь идёт о человеке прометеевской культуры. Именно так немецкий философ Вальтер Шубарт назвал культурно-исторический тип европейца. Если у Освальда Шпенглера, автора «Заката Европы», европеец — фаустовский человек, и цивилизация его — фаустовская, то у Вальтера Шубарта европеец — прометеевский человек, и культура его — прометеевская. Понятия близкие, но акценты расставляющие по-разному. Если первый интенсивно деятелен и радикально целеустремлен, то второй — одержим переделкой земли и неба. Он желает переустроить земную жизнь и претендует на место Творца.

Что важно, прометеевским и фаустовским человеком европеец был не всегда — таким он стал вслед за Реформацией и Просвещением, после конца Средневековья — то есть готической эпохи. Поэтому прометеевский человек — полная антитеза человеку готическому. Помыслы последнего устремлены не на обустройство земной жизни, а ввысь — как шпили готических соборов. Он живет с миром в гармонии — чувство постоянной неустроенности ему незнакомо. Откуда следует и отсутствие мотивации к деятельной жизни и переустройству всего и вся — зачем, если и так сойдет? Не зря Шубарт характеризовал русского человека как готического, выводя отсюда конфликт Запада и Востока. Собственно, конфликт между готикой и прометейством в «Воскрешении» мастерски воплощен через декор и антураж. Ведь большая часть хронометража в фильме — готический мрак в туманном Альбионе.
Загадки и тайны
Новое издание «Франкенштейна» от режиссёра Пола Дадбриджа — аккуратно и добротно снятая картина. Она наследует первоисточнику, сохраняет коннотации и в начале даже придерживается сюжетной линии оригинала. Так, фильм открывает сцена во льдах Северного Ледовитого океана, где капитан по имени Уолтон подбирает неутомимого исследователя Виктора Франкенштейна. Тот находится в крайнем истощении и на грани лихорадочного бреда. Вскоре он умирает, но оставляет дневник, озаглавленный как «Современный Прометей», автор — Виктор Франкенштейн. К слову, действие романа начинается в Петербурге и Архангельске — именно оттуда капитан Уолтон отправляется покорять Северный полюс.
Спустя сто лет дневник попадает в руки богатого английского семейства. Точнее, к жене главы семейства — к миссис Браунинг (Джульетт Обри). Ей и уготована роль Франкенштейна Викторианской эпохи, Франкенштейна сто лет спустя. Чем она занята ночи напролёт в подвале трёхэтажного, одиноко стоящего особняка, не догадываются даже прислуга и члены семейства — муж-полковник Роберт Браунинг (Филип Мартин Браун), сын-врач Уильям Браунинг (Мэтт Барбер) и пока не определившаяся в жизни дочь Клара Браунинг (Кэти Шеридан). Ясно лишь то, что миссис Браунинг чрезвычайно одержима любовью к своему мужу — колясочнику, которому осталось недолго. Поэтому главная героиня фильма — ещё и Франкенштейн-женщина. В движении её приводит не столько жажда познания и страсть к переустройству, сколько любовь к мужчине. Да, миссис Браунинг — Франкенштейн в юбке.
Тем временем старый полковник, дав последнее в жизни сражение — дневником пытаются завладеть неизвестные, уходит в лучший мир. По воле миссис Браунинг его хоронят спешно и в узком семейном кругу. Как позже выясняется, ещё и закапывают неглубоко — могила вскоре остаётся без трупа. Вслед за загадочной эксгумацией на кладбище в больнице-приюте, где работает сын миссис Браунинг, начинают умирать пациенты, а трупы — исчезать. Почему — тоже загадка. Очевидно одно: на этом моменте «Воскрешение» перестает быть готической драмой и становится настоящим английским детективом. Раскрыть же тайну исчезновения подопечных и череду таинственных эксгумацией предстоит сыну миссис Браунинг в паре с медсестрой Лизой. Выйдет вполне неожиданно — и страшно.
В кино ходил Антон Соловьев

Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.
Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.
Продолжительность: 101 минута.
Год выпуска: 2025.
Дата выхода: 6 ноября 2025 года.
Режиссер: Пол Дадбридж.
Сценарий: Джим Гриффин, Пол Дадбридж.
Роли: Мишель Райан, Джульетт Обри, Филип Мартин Браун, Чарльз Дэйл, Мэтт Барбер, Кэти Шеридан.

