Кинопремьера получилась размашистой, яркой и бессвязной.
фото: © Кинотетрис
В широкий прокат 11 декабря вышла комедия «Невероятные приключения Шурика» (16+) – масштабное пародийное попурри от телеканала ТНТ. В кинематографическом пространстве премьеры смело смешаны советская и голливудская комедийная киноклассика, а мюзикл-сцены звучат дерзко и выглядят головокружительно. Что ещё вышло из шуточно-музыкального эксперимента – в рецензии «Столицы на Онего».
Угол зрения
Потенциального кинозрителя стоит предупредить сразу: «Невероятные приключения Шурика» от ТНТ – фильм не ностальгический и не душевный. Ждать погружения в старые добрые времена не следует – ни теплоты, ни чистоты, ни света, которыми веет от комедий Леонида Гайдая и Георгия Данелии, здесь нет. Как нет и тонкого юмора тех же советских комедий, в минутках которого мудрости больше, чем в многотомных писаниях диссидентов. Поэтому терапевтического эффекта не будет – скорее наоборот, эффект будет травматическим.

Однако печалиться не стоит. «Невероятные приключения Шурика» попросту играют на другом поле. На экране – новые «Старые песни о главном», но за вычетом доброты и с обилием вульгарности. Кинопродукция от нишевого телеканала в принципе играет роль юродивого для народа при дворе официоза. Сбивая с казёнщины спесь, она добавляет ложку низового юмора в бочку высокоморальной серьёзности. Но главное – невольно показывает, как сознание ТНТ-аудитории перерабатывает государственный зов. Выражаясь по науке – свидетельствует о его низовой рецепции. На результат, конечно, страшно смотреть – сообщения от адресанта доходят до адресата в обезображенном виде. Налицо – провал коммуникации между верхами и низами.
Тот же провал коммуникации, но уже в культурно-молодёжной политике демонстрирует и очередная кинопремьера – «Невероятные приключения Шурика». Безудержная трансляция советской киноклассики везде и всюду – отчаянная наша попытка передать культурный код подрастающему поколению, но выходит всё как всегда. Культурный код оно не считывает, Шурика путает с Форрест Гампом, на сюжеты отечественного кино смотрит сквозь призму массовой зарубежной кинонелепицы. В голове жуткая мешанина, на лице глупая ухмылка. В советской киноклассике, кроме стохастических блужданий смешно одетых фигурок, оно не видит ничего.

Берём количеством
«Невероятные приключения Шурика» – фильм-коллаж, но фабула здесь всё-таки присутствует. Реинкарнация главного героя комедий Леонида Гайдая в лице комедианта Тимура Батрутдинова сидит на скамейке перед павильоном ВДНХ и пересказывает случайным прохожим эпизоды из «Операции «Ы»» и «Кавказской пленницы». Сюжет с подготовкой к экзамену и случайному знакомству с «хорошей девочкой» Лидой сначала смешивается с пародией на американские молодёжные комедии, а затем увязывается с офисными интригами «Служебного романа» и наконец телепортирует зрителя в райцентр на Кавказе.
Дословный пересказ – только у половины эпизодов. У другой половины – вольная интерпретация. Насколько искусной она оказалась – большой вопрос. С одной стороны, переворачивание с ног на голову отношений главных героев «Служебного романа – в меру удачная карнавализация сюжета, с другой – его откровенное обеднение. Вторжение Мэри Поппинс в «Кавказскую пленницу» тоже забавно, а связка с «Джентльменами удачи» – намеренно и до смешного абсурдна, однако оба сюжетных хода выглядят первым пришедшим на ум решением, сколоченным на скорую руку.

Такая же эклектика вышла и с вкраплением остального фильмофонда. «Приключения Электроника» и «12 стульев» – разножанровое и разновременное кино. Друг с другом оно не вяжется, в кинематографической памяти лежит на разных полках, даже передаваемый обоими фильмами культурный код записан на разных языках программирования. Разве что смешанные, а местами скомканные в разных пропорциях, но нанизанные на сюжет «Одиннадцати друзей Оушена», они смотрятся остроумно и динамично. Правда, актёрская игра безнадёжно хромает. По сравнению с оригиналом – будто школьники из райцентра решили поставить сценки из наших комедий. Впрочем, создатели фильма берут количеством – в новых «Приключениях Шурика» задействовано больше 70 актёров и прочих лиц.
Привет, Алиса! И прощай
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать очевидное. А именно: в день телевизионной премьеры Павел Воля выйдет на сцену и скажет, что новый «Шурик» – первое кино, которое сгенерировала нейросеть. Такой вот новогодний розыгрыш в духе телеканала. Иначе сложно объяснить мозаичность собранного киноколлажа, бессвязность которого – явно не человеческой природы. «Привет, Алиса! Смешай «Операцию «Ы»» и «Форрест Гампа» так, чтобы было смешно зуммерам». «Добавь также самоиронии, чтобы заранее снять с себя все обвинения». Собственно, «Невероятные приключения Шурика» и есть прекрасная возможность посмотреть, что вышло из игрушек с искусственным разумом.
В кино ходил Антон Соловьев

Увидеть все кинопремьеры недели на широком экране можно в спокойной и теплой атмосфере «Дома культуры» в «Тетрисе». Все киносеансы здесь dkkino.ru/afisha/ по 300 рублей. С расписанием можно ознакомиться на сайте «Дома культуры» dkkino.ru/afisha/.
Реклама. ООО «Дом культуры» ИНН 1000001905.
Продолжительность: 120 минут.
Год выпуска: 2025.
Дата выхода: 11 декабря 2025 года.
Режиссер: Роман Ким, Михаил Семичев.
Сценарий: Тимур Батрутдинов, Марина Кравец, Ляйсан Утяшева, Павел Воля, Ольга Бузова, Филипп Киркоров, Лариса Долина, Сергей Лазарев, Ваня Дмитриенко.

