Театральная вешалка

Чтиво. Личное мнение
15:45, 26 Ноября 2008
Загрузка...

Наталья Витива, обозреватель:


На днях петрозаводский театр "Творческая мастерская" отмечает 20-летний юбилей. Поздравления труппа будет принимать в течение аж трех дней. Но при этом руководство театра просит своих почитателей: "Не кричите, что все гениально!" По мнению директора "ТМ" Александра Побережного-Береговского, сегодня юбиляр переживает кризисный момент в своем развитии. И к качеству спектаклей театра у Александра Лазаревича есть претензии. Так что "ТМ" сегодня не впадает в эйфорию – этот петрозаводский коллектив очень любят зрители, которые будут искренни, чествуя театр на праздничных вечерах, – а работает над собой, пытается выйти на какой-то другой уровень, открыть новые возможности и в самих актерах, и в театре в целом. Труппа, имея, по сравнению с другими театрами, самую худшую материально-техническую базу, пытается, по словам директора "ТМ", установить диалог с сегодняшним зрителем на понятном ему языке, но, не теряя критериев, приемлемых для театра, не заигрывая, не опуская планку.

По моему же мнению, кризис в настоящее поразил не только мировую экономику и не только "ТМ". Пожалуй, все карельские театры впали в кризис. Местами в очень глубокий. Чтобы понять это, не нужно быть супер профессииональным театральным критиком. Собственно, я им никогда и не была. Достаточно отслеживать все новинки в нашем театральном пространстве, что я, как журналист с филологическим образованием и зритель, и делаю.

Больше всего расстраивает Музыкальный театр. Понятно, что жить без "большой" сцены, которая откроется после ремонта только в следующем году, коллективу не просто. Но те премьеры, которые одну за другой театр выпускает в "Масках", зачастую отбивают всякую охоту идти на следующий спектакль. Иногда становится физически плохо на постановках театра. Например, когда идешь на комедию "Шум за сценой" Фрейна от режиссера-постановщика Сергея Гуревнина, то ждешь от актеров драматической труппы тонкой игры. Это обязательно должна быть человеческая история, которая для этого персонажа, пусть смешного, очень серьезна. И в этом и есть суть комедии. Чем острее обстоятельства, тем правдивее должен существовать актер. А когда вместо этого видишь кривое зеркало, когда лицо у артиста "хлопочет" так, что, кажется, его мышцы изоврались, хочется плакать. Но самое страшное, что зритель кричит: "Браво!" Публика, воспитанная на сериалах, уже не видит разницы между комедией, сделанной изящно, и комедией, жирно и уродливо нарисованной. Печально…

Ни к чему хорошему не привело Музыкальный театр, когда он замахнулся на Чехова. В аннотации к своему спектаклю "Иванов" по одноименному произведению классика театр написал: "Эту пьесу невозможно провалить: в ней есть история, выигрышные роли, есть самое главное – герой". Увы, ничего этого в постановке режиссера Николая Покотыло не наблюдается. "Иванов" Музыкального театра – это дурная оперетта с опереточным главным героем. Два часа убьешь на просмотр этого действа и не поймешь – почему женщины так страдают по Иванову. Критики, отсматривающие спектакли на "Онежскую маску", в прошлом году, видимо, этого тоже не поняли. Театр выдвинул эту постановку на соискание премии в номинации "Лучший спектакль", специалисты "Иванова" задвинули.

Пытается вывести на новый уровень театр замечательная клоунесса и режиссер Снежана Савельева, поставившая здесь целый ряд спектаклей. На мой субъективный взгляд, получается не очень, потому, как не веришь актерам. И скучно, и грустно на этих постановках.

Собственно скука мучает зрителя и на музыкальных спектаклях театра. Последняя премьера – оперетта "Веселая война" Штрауса, – тому доказательство. Непонятно, что хотела сказать публике своей работой режиссер спектакля Любовь Дементьева. А при отсутствии сильных голосов и шикарной сценографии оперетта вообще растеряла все свои прелести для любителя этого легкого жанра. Тут шампанским, которое подается зрителям перед началом спектакля, голову не задуришь. Впору водку наливать. Но боюсь, что даже после бутылки крепкого напитка публика не станет кричать на "Веселой войне" "Браво!".

Остается надеяться, что другой Музыкальный театр нам покажет президент Ассоциации музыкальных театров России Юрий Александров, который сейчас ставит "Травиату" Верди. В концертном исполнении оперу от мэтра петрозаводская публика уже увидела на сцене Карельской государственной филармонии, где она имела возможность познакомиться с новыми солистами театра. Голоса зазвучали! Что же в итоге получится у Александрова на "большой" сцене, увидим только летом следующего года.

То, что получается или не получается у артистов балета, зритель наблюдает уже сейчас. Хореограф Кирилл Симонов – настоящая находка для театра. Он выжимает из артистов все до последней капли, и его спектакли всегда событие в театральной жизни Карелии. За его балеты "Лебединое озеро", "Жар птица", "Опасные связи" шампанское можно выпить и за свой счет.

Национальный театр, который всегда был славен своими актерскими работами, сегодня тоже переживает не лучшие времена. Коллектив хочет внести вклад в национальное искусство. И каждый спектакль Сергея Пронина – это попытка разрабатывать национальную тему. В результате, зритель получил "фольклорно-музычно-драматичный" театр, в котором важна зрелищная сторона: сценография, костюмы, танцы. А вот актерские работы в таком театре, как правило, незначительны. А жаль.

Самыми же яркими постановками последних лет в Национальном театре являются народная драма "Лемби" Пронина и "Липериада" Стукалова. Это действительно настоящая удача театра с художественной точки зрения. К сожалению, остальным работам финноязычного храма Мельпомены до высоких оценок далеко.

Когда театр берется за классические произведения, он проигрывает. Это относится и к "Страсти под вязами" О Нила, и к "Кавказскому меловому кругу" Брехта. Актеров, как котят, топит такой материал. Здесь уже на зрелищности и танцах народов мира не вытянешь спектакль. Играть надо по-настоящему, чтобы зритель смеялся и плакал вместе с героями. А этого не происходит. И очень жалко, что молодые актеры, студийцы Арвида Зеланда, не сумели сохранить то, что им дал мастер курса. Яркие и интересные в начале своей актерской карьеры, ребята стали какими-то холодными и одинаковыми. Они заставляют скучать. Даже на рок-опере "Бьярмия", безусловно, ставшей событием в театральном мире Карелии, зрителю скучно. Там нет персонажей, которым сочувствуешь, кого успеваешь полюбить. А все из-за игры понарошку. Хотя, с точки зрения зрелищности, рок-опера получилась: "Бьярмия" поражает и шикарными костюмами, и дымами, и кораблями. Так что честь и хвала Национальному театру за его работу. Понятно, что финноязычная труппа сегодня находится в поиске. Но хотелось бы, чтобы театр, который всегда был славен актерскими работами, не стал фабрикой шоу. Этого "добра" нынче хватает. Так что разговор о критериях сегодня актуален не только для "Творческой мастерской", которая за последнее время отложила аж две премьеры – "Королеву красоты" Мак-Донаха и "Гранатовый браслет" Куприна. Если наши театры перестанут любоваться собой, выдавая каждую постановку за событие, то зритель от этого только выиграет. Ну, а если о каждой работе театра наши СМИ будут писать правду, сколь горькой бы она ни была, выиграют храмы Мельпомены. Но у нас город маленький, все боятся друг друга обидеть, поэтому гадостей творческим людям не говорят. Видимо, зря…

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.