Эпоха винтиков

Чтиво. Личное мнение
16:49, 01 Февраля 2010
Загрузка...

Максим Ефимов, председатель Карельского отделения «Молодёжной правозащитной группы»:


Не знаю, как вы, а я живу здесь с ощущением вечной тюрьмы; «тюрьмы – хоть без оград, без цепи». Тюрьма – это в данном случае государство без гражданского общества. Нет свободы, нет равенства, нет братства. Есть коррумпированное государство, есть господа и рабы, есть ненависть. Такой ли я хотел бы видеть Россию? Вопрос риторический. Какой я её вижу? Я вижу Россию страной с развитым гражданским обществом. Именно оно является моей надеждой. Сегодня даже самый мелкий чиновник, не говоря уже о, например, члене общественной палаты или правительства, то и дело употребит, как правило, не к месту, это словосочетание – гражданское общество. Но как оно в таких случаях понимается? Как общество граждан – населения России. Завсегдатаи вернисажей и члены кружка филателистов – это, по мнению многих и многих, и есть гражданское общество, тот есть абсолютно неполитическое общество. Конечно, нельзя требовать от людей большую часть жизни проживших в «совке», за несколько лет полюбить свободу, защищать свои права и относиться доброжелательно к другим. Нельзя этого требовать потому, что для этого всё также нет условий. Ибо россияне по-прежнему пребывают в варварском состоянии, сохраняя единство на основании совместного проживания, что является противоположностью цивилизованного союза, основанного на сложно структурированной, организованной общности людей с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями. Вот почему Советский Союз – не Евросоюз. Нынешнее постсоветское государство подавляет свободы. Оно оказывается враждебным гражданскому обществу (обществу негосударственного типа), неспособным к диалогу с ним. В таких условиях невозможно создание совместно с государством развитых правовых отношений. А это означает, что Россия будет оставаться не правовым государством, то есть государством, не обеспечивающим господство права, равенства всех перед законом и его верховенство, независимое, справедливое судебное разбирательство, ограничение государственной власти, правовую защищённость от произвола кого бы то ни было, наличие антимонопольных механизмов.

Итак, что сегодня напоминает гражданину о том, что он живёт в обществе? Мало что. А о том, что он живёт в государстве? Всё. А именно: ограничение политических свобод (свободные выборы, свобода собраний и т.д.); тотальная коррупция и произвол власти; сырьевой характер экономики; экономическая зависимость граждан от государства, ибо главный работодатель и законодатель именно оно; отсутствие на практике принципа разделения властей и т.д. В таких условиях нежелание приспосабливаться и жить по существующему сценарию можно рассматривать как антигосударственное, но при этом общественно полезное поведение, ибо, если ты против тотальной власти государства, значит ты за гражданское общество, а протест этот может принимать самые разные формы – от маршей несогласных до отказа от исполнения обязанностей винтика в государственном механизме, который рано или поздно даст сбой, и тем раньше, чем меньше будет таких винтиков, осознавших своё предназначение – «Великим быть желаю,/ Люблю России честь…». Быть великим – значит быть независимым от государства, от его абсолютного господства. «Любить России честь» – значит руководствоваться принципами духовной свободы, самостоятельно отыскивая основные ценности, а не следуя государственной идеологии. Нравственное достоинство человека, душевное благородство каждого – это и есть «честь России». Когда меня спрашивают патриот ли я, то я отвечаю, что я хочу, чтобы всё хорошее было бы свойственно Российскому государству, а не всё, что есть в нашем государстве, считалось бы априори хорошим.

Гражданское общество обеспечивает свободу, которая, в частности, выражается в независимости СМИ. Насколько сегодня сильно в обществе критическое начало? А ведь возможность критиковать – это и есть одна из форм выражения свободы. Без гражданского общества тут не обойтись, ведь власть имущие критику не терпят.

Гражданское общество обеспечивает равенство: тут человек не является ни чьим-то рабом, ни чьим-то господином. Гражданские связи представляют собой отношения конкурентности и солидарности между юридически равноправными партнёрами. Все граждане общества обладают экономической самостоятельностью, имеют неотчуждаемую ни при каких условиях частную собственность. Неотъемлемым правом личности считается право на труд. Трудясь в своё удовольствие и в свою пользу, человек приносит пользу и всем остальным. Сдерживаемая и подавляемая государством частная экономическая инициатива порождает приспособленцев, тунеядцев, алкоголиков, преступников. Все спорные вопросы между гражданами решаются независимым судом. Они могут выбирать, кого хотят, и сами быть избранными в высшие органы ограниченной государственной власти посредством всеобщего голосования. Равенство – залог социальной справедливости.

Гражданское общество обеспечивает братство. При нём стабилизируются общественные отношения и процессы. Все трудятся на благо и пользу сограждан, ибо будучи свободными, равными и самостоятельными люди перестают ненавидеть друг друга. Возникает общество индивидуальностей, личностей. А ведь любить можно только личность. Гражданским обществом гарантируются права на национальные культурные ценности, на отправление религиозных обрядов. Государство же, как правило, тяготеет к монополизму и диктатуре – «тому в истории мы тьму примеров сыщем».

Для того, чтобы появилось гражданское общество, ограничивающее власть государственного бюрократического аппарата, необходимы политически активные граждане, соблюдающие права, являющиеся носителями ценностей правового государства, люди с развитым правосознанием, высокими гражданскими принципами, общественным темпераментом. Но пока это остаётся мечтой на фоне снижения общественной активности граждан, не в последнюю очередь благодаря репрессивным действиям «правоохранительных» органов. Вместо социальной и политической активности в русском человеке обнаруживает себя безрассудное желание перейти под опеку государства, иждивенческий инстинкт, толкающий его просить помощи у государства-опекуна. В таких условиях гарантируется только разрастание бюрократического аппарата, произвол государственных структур, отсутствие социальной справедливости, униженное положение человека и вездесущая коррупция.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.