Когда риск хуже преступления

Чтиво. Личное мнение
17:15, 23 Июня 2011
Загрузка...

Катастрофы можно было избежать?

Трехдневный траур в Карелии резко отодвинул все другие информационные поводы. Сейчас аналитикам остается лишь осмыслять причины этой катастрофы, которые, возможно, имеют психологический характер, не укладывающийся в строгие официальные версии…

Трехдневный траур в Карелии резко отодвинул все другие информационные поводы. Сейчас аналитикам остается лишь осмыслять причины этой катастрофы, которые, возможно, имеют психологический характер, не укладывающийся в строгие официальные версии…

Как говорят, где тонко – там и рвется… Аэропорт "Бесовец" давно уже громко назван "международным", но сегодня из него фактически не выполняется никаких других рейсов, кроме как в Москву. Был бы он более загружен, быть может, нашлись бы средства оборудовать его современной системой автоматической посадки, которая действует во многих мировых аэропортах. Тогда бы, наверное, удалось избежать этой катастрофы…

С писателем Арви Пертту, который оказался в Карелии в эти дни, наш разговор неизбежно коснулся этой темы… И он привел почти неизвестное у нас (и, увы не в нашу пользу) сопоставление: оказывается, с самолетами финской гражданской авиации не было подобных инцидентов еще с 1930-х годов! Хотя летают они по всему миру, и многие наши сограждане предпочитают пользоваться их услугами.

Причина – не только регулярно обновляемый авиапарк. Главное, в чем состоит подготовка пилотов – это тотальная минимизация рисков. Если экипаж сталкивается при посадке с погодными препятствиями или техническими неисправностями, он автоматически уводит лайнер на резервный аэродром, который всегда предусмотрен в их летных картах. Он просто не имеет права "геройствовать", если появляется хотя бы малейший шанс неблагополучной доставки пассажиров.

Что же произошло в Бесовце? По уже появившимся в прессе сведениям, диспетчер аэропорта в условиях ночного тумана настоятельно требовал от командира уйти на второй круг – но пилот заявил, что будет "сажать самолет вручную, на свой страх и риск". Этот самоуверенный риск и привел к страшному результату…

В российской гражданской авиации только за последние 10 лет подобное "геройство" уже случается не впервые. Петрозаводская трагедия заставила вспомнить другие, даже более масштабные авиакатастрофы – в Иркутске 2001 года и в Перми 2008 года – которые также объяснялись тем, что пилоты действовали "на свой страх и риск", игнорируя указания диспетчера. Почему-то забывалось, что на карту здесь поставлен не только их собственный "страх и риск"…

Это уже действительно какие-то психологические особенности, которые обычно не фигурируют в технологических протоколах комиссий по расследованию… Похоже, такое отношение к делу берет начало из советской традиции, где пелась песня "безумству храбрых", а жизнь людей считалась чем-то вторичным. В постсоветские годы эта традиция продолжилась модной демонстрацией "крутости" во многих сферах. Только если у пилотов эта "крутость" означает рискованные маневры с пассажирским самолетом, то у их начальников она теперь связана с погоней за прибылью любой ценой. Внезапная замена авиакомпании ("Руслайн" на "РусЭйр") и самолета (с приличного Bombardier CRJ на более чем 30-летний Ту-134) с официальной откровенностью объясняется "планируемым всплеском пассажиропотока".

Не хотелось бы, чтобы Карелия оставалась жертвой таких авиакомпаний, для которых массовый "пассажиропоток" важнее безопасности каждого отдельного пассажира…

Также было бы несправедливым, если эта трагедия в очередной раз отложит давно уже обещанный (даже конкурс на название провели) запуск авиалинии Петрозаводск-Хельсинки. Потому что у финских авиакомпаний совсем другие стандарты безопасности…

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.