Повышение НДС обернется ростом цен

Чтиво. Личное мнение
12:01, 28 Июля 2014
Загрузка...

Как известно, сегодня российское правительство рассматривает разные варианты повышения налогов. Рассматриваются и изменения упрощенной системы налогообложения, налоговых льгот. В прошлой статье были проанализированы возможные последствия введения налога с продаж для бизнеса и насколько он сможет помочь региональным бюджетам. Здесь же коснемся возможного увеличения налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС – это один из главных бюджетоформирующих налогов в стране. Все 100% собранного налога поступают в федеральный бюджет. Ставка налога составляет 18%. Для некоторых товаров используется специальная ставка – 10%, а экспортные товары и некоторые услуги (научные) НДС вообще не облагаются.

НДС относится к косвенным налогам, который взимается в виде части стоимости товара (услуги), создаваемой на каждом этапе его производства. Производители добавляют изымаемую в виде налога сумму к стоимости товара. Поэтому НДС во многом схож с налогом с продаж. Но в отличие от последнего, он выплачивается не с конечной стоимости товара, а на каждом этапе его производства.

Именно поэтому сегодня так много противников введения налога с продаж, поскольку он, фактически, дублирует НДС и создает эффект "двойного налогообложения" товара. А если к этому добавить еще и повышение НДС, то «лучшего» инструмента для разрушения отечественного производства (особенно производства с углубленной переработкой сырья) нельзя и придумать.

Сейчас правительством России обсуждается возможность повышения НДС с 18 до 20%. Причем Минфин РФ предлагает это сделать уже с 2015 года. В результате ожидается, что федеральный бюджет получит дополнительный доход в размере 500 млрд рублей в год, половину из которого предлагается пустить на поддержку регионов.

Вроде бы все довольно привлекательно. Тем более, что региональные бюджеты сегодня оказались в сложной ситуации в связи с сокращением налоговых доходов и ростом расходов на выполнение "майских" указов президента РФ. Напомню, что суммарный госдолг региональных бюджетов превысил 800 млрд рублей. Распределение между регионами дополнительных 250 млрд рублей в год позволило бы решить проблему с госдолгом регионов в течение трех лет. Но это на бумаге. Каких же последствий можно ждать в действительности?

Во-первых, по утверждению Минфина РФ "увеличение нагрузки от повышения НДС на 50% ляжет на компании, на 50% – на потребителей, а его вклад в инфляцию не должен превысить 1%". Так ли это?

Не совсем так. Повышение НДС для компаний, экспортирующих свои товары, всецело ляжет на плечи этих же компаний. Налоговым законодательством предусмотрен возврат НДС при экспорте товара. Но на практике это крайне сложная процедура и постоянная "головная боль" для компаний. Ведь, говоря юридическим языком, возврат налога не является профильной функцией налоговых органов.

Более проста процедура зачета ранее уплаченного НДС. Но она возможна в том случае, если компания поставляет товары и на внешний, и на внутренний рынки. Тогда переплаченный НДС на экспортные товары зачитывается при налогообложении товаров, поставляемых на внутренний рынок.

А если предприятие полностью работает на внешний рынок? Для таких компаний повышение НДС – это прямой рост затрат. Конечно, они могут быть учтены в цене на продукцию. Но это сразу скажется на снижении ее конкурентоспособности. Кроме того, многие экспортные товары лишены возможности ценовых маневров в силу действия фьючерсных контрактов и привязки к биржевым ценам.

Что же касается компаний, работающих на внутреннем рынке, то они всецело переложат нагрузку на плечи потребителей. В этом можно даже не сомневаться. А в этом случае вклад повышения НДС в инфляцию составит не 1% (как предполагается), а 2–3%.

Во-вторых, повышение НДС (хоть и всего на 2%) в условиях экономической рецессии, снижения прибыльности российских предприятий и усиления экономических санкций против России уж вообще не вписывается в логику политики стимулирования экономического роста. А такая политика сегодня российскому бизнесу нужна как воздух.

Сегодня тот момент, когда следует принять правильное решение. Либо решить краткосрочные задачи наполняемости бюджета и окончательно похоронить промышленность. В этом случае есть риск окончательно скатиться к модели экономики, основанной на сырьевых секторах и торговле (товарами, которые производятся за пределами страны). Либо решать бюджетные проблемы иными способами (например, сокращать расходы), но сохранить и стимулировать развитие перерабатывающих и импортозамещающих производств.

Очевидно, что с точки зрения национальной безопасности в сложный для страны период более правильным является второй путь.

Есть и третий путь (временный), который сейчас тоже обсуждается. Можно использовать средства Резервного фонда на финансирование бюджетных расходов. Сегодня его объем 2,9 трлн рублей, и если расходовать по 500 млрд в год, то этих денег хватит на 3–4 года. В этом случае можно обойтись без повышения НДС.

Но надо понимать, что за это короткое время необходимо будет не только сформировать в стране принципиально новую промышленную политику, но и обеспечить устойчивый экономический рост. Возможно ли это в сегодняшних сложных условиях – это отдельная тема разговора.

Возникает еще одни вопрос. А что в результате повышения НДС ждать Карелии? Ответ – хорошего практически ничего. Как уже было сказано, НДС – это федеральный налог. Единственное, что может получить карельский бюджет – это незначительное увеличение федеральных бюджетных трансфертов. Что ждать плохого? Здесь возможных вариантов больше – рост потребительских цен, рост затрат и снижение прибыльности карельских предприятий.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.