Почему Виктору Россыпнову достаются "расстрельные должности".
Даже те, кто критикуют действующее правительство Карелии, как правило, хорошо отзываются о Викторе Россыпнове. Про него говорят: честный, принципиальный, трудяга и "никогда сам воровать не станет и другим не даст".
Видимо, неслучайно Россыпнова, который долгое время работал следователем под началом Артура Парфенчикова, его босс теперь направляет на самые тяжелые участки работы – туда, где проблемы.
Россыпнов возглавил региональное Управление автодорог Карелии после того, как назначенную при прежнем губернаторе верхушку ведомства посадили за взятки, и стал руководителем Минстроя, когда под угрозой оказалось исполнение программы расселения аварийного жилья и реализация ФЦП (федеральной целевой программы развития Карелии к 100-летию республики – прим. авт.).
Прозвище "комиссар Каттани", привязавшееся к Россыпнову в правоохранительным органах, плавно перекочевало с ним в исполнительную власть. Имя самоотверженного борца за закон и порядок совсем не вредит министру.
- Виктор, расскажите, почему вы решили уйти из правоохранительных органов. Вы возглавляли следственный отдел Петрозаводска и могли и дальше делать карьеру. Что случилось?
- Я работал следователем с 2003 года. Затем с 2007 года возглавлял сначала сортавальский, а с 2011 года – петрозаводский следственный отдел. За это время я успел расследовать все, что можно было расследовать: коррупцию, организованную преступность, убийства, незаконный игорный бизнес и т.д. И в какой-то момент понял: когда начинается новое дело, я заранее знаю, как оно будет развиваться. То есть я достиг определенного уровня в освоении профессии.
Я понимал, что жизнь моя будет идти по понятному и заранее известному сценарию: новые звания, возможно, через какое-то время – повышение в должности, но в принципе все одно и то же. Приходишь на работу и видишь одну и ту же картину, и с первого взгляда понимаешь, что произошло и как это будет развиваться…
- То есть просто стало скучно?
- Стало однообразно. Сначала я думал, что нужно перевестись в другой регион, пойти на повышение, но у меня не было контактов, чтобы продвинуть это решение. К тому же дети у меня тогда еще были маленькие, и я не хотел уезжать, чтобы жить с ними в разных частях страны.
- Как получилось, что Парфенчиков после назначения в Карелию о вас вспомнил?
- У меня от него было "отсроченное" предложение. Поэтому, когда я узнал, что Артур Олегович возвращается в Карелию, я совершенно спонтанно и особо не раздумывая (видимо, решение где-то внутри меня уже было подготовлено), написал ему сообщение. Напрямую спросил, интересна ли моя кандидатура. Он ответил, что моя кандидатура всегда интересна.
- То есть вы попросились сами, неизвестно куда?
- Да, я созрел и попросился сам. Для меня это было важно: понять, смогу ли я еще что-то делать в жизни, кроме следствия, где я уже состоялся. Хотелось получить новые знания, понять алгоритмы функционирования других сфер, расширить свою квалификацию.
- Есть расследованные дела, которыми вы гордитесь?
- Главное мое дело, которым я горжусь, было в Сортавала. Это был 2007 год, я только туда приехал… Человек организовывал убийства, а потом сам же сдавал полиции исполнителей, подставлял их. Дело было настолько интересным, что по его фактуре даже фильм сняли.
- А как же знаменитая карловская группировка, которую вы посадили вместе с прокурором Парфенчиковым?
- В этом деле я был по факту исполнителем. Артур Олегович сам генерировал идеи, разрабатывал планы. А сортавальское дело – полностью мое.
- Вы знаете, что в следствии вас прозвали "комиссаром Каттани"? Это из-за расследования коррупционных дел?
- Я слышал про это, но не думаю, что из-за дел по коррупции и должностным преступлениям. Может из-за решительности?..
- Считается, что тем, кто поработал в силовых структурах, сложно перестроиться. Вам это удалось? Или, как в поговорке, бывших не бывает?
- Сначала мне казалось, что работа будет сильно отличаться. А сейчас я понимаю, что сферы разные, а административная работа примерно одна и та же. Раньше я ставил задачи, указывал сроки, контролировал исполнение, и теперь практически тем же занимаюсь. Планирование, постановка целей, контроль за исполнением, подбор исполнителей… в части организации очень много общего. Базовые принципы управления везде одинаковые.
Работа в правоохранительной системе, конечно, более регламентирована, есть строгие планы, показатели и т д. Но через какое-то время ты перестраиваешься и начинаешь думать другими категориями. Так и у меня произошло.
- За годы работы в правительстве вы поменяли несколько руководящих постов. Почему вас перекидывают из одной сферы в другую? Больше некому поручить?
- Это не ко мне вопрос. Я не просился ни на одно конкретное место. Принимались решения, что я нужен в таком-то направлении, и я шел туда. Нужен – значит нужен.
- Говорят, что главная причина – Россыпнов честный, на него можно положиться…
- Я понимаю, что меня отправляют не на самые простые участки…
Когда после Минприроды я пришел работать начальником Управления автодорог, там была непростая обстановка. Многие эксперты привлекались к уголовной ответственности, дороги республики находились в ужасном состоянии. Мне говорили, что там одни коррупционеры сидят…
- И как оказалось на самом деле?
- Я увидел, что там работают профессиональные и порядочные люди, которым просто не повезло с руководством. Коллектив там сильный, и мы хорошо отработали 2018 и 2019 годы: одни дороги отремонтировали, другие передали в федеральную собственность, мосты построили, качественных подрядчиков выбрали и на содержание дорог, и на ремонты. Все это сделал профессиональный, сплоченный коллектив Управления.
Мне, конечно, повезло – с моим приходом в Управтодор совпало начало реализации нацпроекта "Безопасные и качественные дороги", и поэтому мы быстро увидели результат, и это еще больше мотивировало.
- Ходят легенды о том, насколько быстро вы осваиваете новые темы, даже если были от них совсем далеки… Как вам это удается? Есть своя методика?
- Ну, с дорогами все было просто. У нас в Карелии 6 тыс км автодорог, я себе выписал все населенные пункты, все дороги, и запомнил… Это не очень сложно хранить в голове: где какое покрытие, где какое качество, кто за что отвечает. Ну и, конечно, я много ездил. Благодаря этой работе я узнал Карелию. У нас в республике 700 населенных пунктов, и далеко не каждый может их перечислить. Я многие из них объездил, и теперь знаю, где и что находится, какие в городах и поселках проблемы, чем вообще люди живут.
- Бытует мнение, что дорожная сфера – самая коррупционная. У нас тоже на дорогах воруют?
- Я, когда пришел в Управление, первым делом собрал экспертов, которые принимают выполненные работы, и сказал им, что правила у нас простые: работы не сделаны, вы их не принимаете, какие бы поручения сверху вы ни получили. Если я буду считать, что нужно принять работы – я подпишу документы сам, и сам буду за это отвечать. Но если вы не видите результат – вы не должны подписывать документы ни при каких условиях и ни при каких указаниях. А если вы это сделаете, и я узнаю, я сам пойду в правоохранительные органы и напишу на вас заявления…
- И много заявлений вы написали?
- Ни одного не написал. Правда, кое-кого уволил. По одному из экспертов были сомнения – и мы с ним простились.
Понимаете, большинство людей следуют существующим правилам. Если они видят, что начальство закрывает глаза на недоделки, то и сами ведут себя соответственно. Если руководство дало понять, что не возражает против получения исполнителями помимо официальной, еще одной зарплаты – от подрядчика, то далеко не все проявят принципиальность. Хотя, отмечу, что и такие сотрудники тоже были.
- Говорят, что вы очень не хотели уходить из Управтодора в Минстрой…
- Мне очень нравилось в Управлении автодорог, потому что это созидательная работа, и ты быстро получаешь результат своего труда. Была плохая дорога, ты организовал, сумел привлечь финансирование, отремонтировал, – дорога стала хорошей. Все рады, и ты рад. Когда делаешь и что-то получается, это одно; а когда делаешь, и ничего не получается, это совсем другое!
Ты все организовал, и через три месяца жители получили прекрасную дорогу. Это же замечательно!
И еще я не хотел уходить, потому что там действительно очень хороший коллектив. Хоть я и был совершенно новым человеком, пришедшим из другой сферы, в отношении меня не было никакого противодействия – мы договорились и сразу же начали работать.
- Вы даже учиться пошли дорожному строительству в ПетрГУ, это правда?
- Да, я окончил два курса, и думаю, что доучусь до конца. Ну просто в силу привычки все доделывать. И переходить никуда не буду, хотя уже и не работаю в этой сфере.
- Для чего вам это?
- Первое высшее у меня – юридическое, я окончил Санкт-Петербургский институт Генпрокуратуры. И когда начал работать в Управлении автодорог, мне захотелось получить необходимые знания в этой сфере, их не хватало. А теперь уже жалко потраченного времени, тем более, что профессия – очень интересная, я ею по-настоящему увлекся.
- Вы стали министром строительства в январе этого года, и почти сразу возник скандал со сменой руководства Госэкспертизы. Как считаете, это было ошибкой – назначать на должность Александра Ломако, чтобы через какое-то время возвращать Михаила Ганина?
- На тот момент так складывались обстоятельства. Ганина уволили до моего назначения министром. Я с ним провел ряд переговоров, понял, что он воспринял ситуацию негативно, отчасти эмоционально, и решил отдохнуть. Ломако же был готов работать, и я его назначил.
Было ли это ошибкой? Я одно скажу: как только Ломако получил предложение уйти в министерство экономики, я сразу же первым позвонил Ганину и попросил его вернуться. Он подумал и вернулся.
- Сейчас вы довольны работой Госэкспертизы?
- Рабочий процесс идет, но нагрузка на Госэкспертизу очень большая. Мы с Ганиным почти каждый день на связи.
- При назначении министром строительства на вас возлагались большие надежды. Рассчитывали, что Россыпнов исправит ситуацию с ФЦП и улучшит ход расселения аварийного жилья. Как вы сами оцениваете свою работу по этим двум направлениям?
- Все, что могу, я делаю. Проблемы, конечно, есть, и их много. Я глубоко убежден: судьба любого контракта определяется во время торгов. Если торги выигрывает плохая компания, ты можешь потом сколько угодно раз выезжать на объект, увещевать, штрафовать и т.д., но толку не будет, все кончится печально. Если на торги пришла хорошая компания, которая знает, что делать, как делать, имеет средства, компетенцию и специалистов, то роль заказчика по-хорошему снижается и остается только принимать работу.
По ФЦП остались несколько острых вопросов. В первую очередь это задержка по проектам строительства детских садов в поселках Ляскеля и Ильинский. Эта ситуация выравнивается. На сегодняшний день объекты перепроектированы. Конкурс по Ильинскому выйграла компания КСМ и уже "разворачивает" силы на объекты. По Ляскеля было 8 участников, аукцион выйграла компания из Перми, на торгах не только снизившая цену, но и предъявившая документы о большом опыте строительных работ. Ожидаем начало работ сразу после новогодних праздников.
Сегежская библиотека – еще один объект, который начали и бросили. Мы его тоже перепроектировали и проторговали. Торги выиграла карельская строительная компания.
- Верите в то, что будет достроен многострадальный ФОК в Медгоре?
- Объект будет достроен в следующем году. Сейчас, наконец-то, ушли в так называемый "теплый контур". Но опять же по результатам торгов вынуждены работать с компанией, не обладающей опытом и достаточным количеством квалифицированных специалистов. Мы находимся в процессе постоянных выездов, претензий, штрафов… Но однозначно объект до ума доведем.
- Со стороны кажется, что проблем и сложностей в работе у вас стало больше, да и в СМИ о Минстрое достаточно много негативной информации. Тяжело в этом котле вариться?
- Да, в Минстрое все гораздо сложнее, чем, например, в Управлении автодорог. В первую очередь, потому что мы курируем очень разные сферы. Строительство объектов, аварийное жилье, жилищно-коммунальное хозяйство, – одних котельных у нас более 120-ти, – решение вопросов с теплом, водой, канализацией, плюс энергетика.
Но я работу воспринимаю, как данность – как бы ни было сложно, ее нужно делать.
- Но что-то приносит радость?
- Конечно. В этом году смогли решить все земельные и бюрократические сложности, замедлявшие ввод в Медвежьегорском районе двух новых котельных, которые используют не мазут, а дрова и щепу. Предприниматель запустил обе своих котельных в отопительный сезон. В результате за счет экономии на топливе бюджет сэкономит более 40 млн. в следующем году.
Достроим школу на Древлянке, я буду рад, – душой в этот проект вложился.
Сможем ликвидировать многолетний бардак с сетями в Суоярви (там теплосети у одной компании, водопровод и канализация у частных лиц и все это практически не обслуживается), – буду удовлетворен этой работой.
- Про вас говорят, что вы принципиальный человек. Но давайте поговорим о конфликтных ситуациях, когда вы принимали сторону ваших начальников, хотя могли бы принять другую. Признайтесь, ведь могли бы сказать: не открывайте Музей карельского фронта в Беломорске 30 сентября, мы не успеваем сдать его в эксплуатацию… давайте перенесем сроки. Почему не сказали?
- Потому что мы успели сделать все строительные работы к 30 сентября. В полном объеме. Такое бывает, что строительные работы обгоняют работы на бумаге. Но они их догнали в конечном итоге.
- Но вы же закон нарушили? Нельзя было людей пускать в это здание!
- Мы там с десятками контролеров ходили на этапе строительства, я сам в этом здании был, наверное, раз десять с проверяющими из Минкультуры, Минобороны и Совета безопасности. И мы знали, что здание готово, к указанному сроку все строительные работы были полностью завершены, никаких угроз безопасности не было. Если бумаги не готовы, то это не значит, что дом не готов и опасен.
Поверьте, если бы здание представляло угрозу, я бы не побоялся и не постеснялся это сказать.
- Вы лично курируете строительство детского сада в парке Каменный бор. Несмотря на протесты общественников, недавно там снесли памятник бойцу Якову Степанову. Уверены в законности этой процедуры?
- Абсолютно. Я уже говорил вам как-то: детский сад в этом месте строится на законных основаниях. И обелиск, замечу, не снесен. Его перевезли в защищенное место на ответственное хранение, и он будет восстановлен вблизи детского сада, как только он будет построен.
- Под вашим началом – программа расселения аварийного жилья. Никогда не могла понять логику, зачем жителей районов начали переселять в Петрозаводск. С какой стати власти республики сами провоцируют отток населения из глубинки?
- Сейчас мы в Петрозаводск уже никого не переселяем. Есть редкие исключения, связанные с медицинскими показаниями, например, по детям-инвалидам. А за предыдущие действия властей я не готов отвечать, участником тех событий не был. Но предполагаю, что в районах не могли построить новое жилье из-за отсутствия коммуникаций и подрядчиков.
Вот сейчас, например, один из домов мы строим в Кондопоге для тех, кто владеет квартирами в Суоярви, но большинство из них оттуда уже уехали и возвращаться не хотят. Они просили предоставить им жилье в Петрозаводске, но, поскольку у нас уже нет такой возможности, они согласились на Кондопогу.
- У программы расселения аварийного жилья было несколько целей, в том числе, – оживить строительство и экономику. Но в настоящее время программа держится не на строительстве, а на предоставлении денег на покупку квартир. Вы считаете такую схему правильной?
- Я считаю, что правильно – дать людям выбор. Первая задача государства – это все-таки ликвидировать аварийное жилье. И от строительства мы не отказываемся: в 2020 году уже строятся три дома, ожидаем в 2021 году начало строительства еще нескольких домов для переселенцев.
Но, согласитесь, это же хорошо, когда мы предоставляем право выбора: кто-то хочет строить ИЖС, кто-то хочет купить квартиру в Петрозаводске и т.д. И мы никого не заставляем, не диктуем и не неволим.
Одна женщина из района долго жаловалась, просила купить ей квартиру в Петрозаводске. Ей отказывали, потому что очередь была большая. Она взяла компенсацию, добавила свои деньги, получила скидку от застройщика и купила квартиру в новом доме. И все довольны!
В одном из поселков Олонецкого района не было возможности построить новый дом. Предлагали людям переезжать в Олонец, а они не хотели. А потом взяли компенсацию, нашли участок и сами себе построили жилье. Опять же все довольны.
И таких примеров – множество. Вчера с женщиной из Петрозаводска долго общался, она с семьей и детьми живет в очень плохой квартире и должна принять решение, будут ли они ждать нового жилья или будут приобретать квартиру на аукционе. Но это, скажу вам честно, как кота в мешке покупать, потому что мы приобретаем жилье по 44 208 рублей за квадратный метр, а рыночная цена уже за 50 000 ушла. Так что они решили не рисковать и будут ждать.
- Говорят, министр Россыпнов лично общается с жителями в ВК. Вы принципиально сами соцсети ведете и отвечаете на обращения?
- Первые полгода я полностью сам отвечал. Сейчас часть ответов мне помогает готовить пресс-секретарь. Потому что больше всего вопросов поступает от тех, чьи дома признаны аварийными после 2017 года, и люди спрашивают, когда их переселят. Ответы для многих аналогичны.
В любом случае все ответы проверяю сам, когда понимаю, что нужно мое личное участие, – вмешиваюсь, в некоторых случаях сам перезваниваю людям. Есть переписки по острым проблемам, которые я веду месяцами. Бывает такая боль у людей, что я, конечно же, должен сам вмешаться. Например, семья живет в нечеловеческих условиях, и они не могут полгода помыть мать-инвалида. Такие ситуации тоже есть, и я с ними разбираюсь.
Один из примеров общения в соцсетях, которое привело к реальному результату. Дольщики недостроенных домов в ЖК Университетский настойчиво обозначали мне эту проблему. В результате нам удалось выйти на руководство костромской компании, являвшейся инвестором по этим объектам, и с помощью прокуратуры и МВД Карелии убедить возобновить строительство, чтобы восстановить права дольщиков. Строительство ведется, ожидаем сдачи домов в эксплуатацию в следующем году.
- Скажите честно, руки не опускаются?
- Нет, не опускаются. Почему вы считаете, что ситуация такая грустная?.. Прогресс все равно есть. Даже в самых сложных направлениях. В прошлом году построили 30 км газопровода, в этом уже 110… Есть движение!
- Вам комфортно в команде Артура Парфенчикова работается? Ведь в правительстве столько разных кланов: варяги, приставы…
- Мне вообще в любой команде комфортно.
- Почему?
- Может, я человек такой, люблю работать. Где бы я ни работал, у меня со всеми всегда полное взаимопонимание. И здесь так же – все мы одно дело делаем.
- По итогам 2019 года вы получили много правительственных наград, самых разных. Для вас это важно?
- Какое-то значение имеет, но не самое принципиальное. Конечно, приятно. Но все эти награды – не только мои, они за работу в коллективе Управления автодорог.
- Знаю, что вы – многодетный отец, как же все успеваете?
- Не все успеваю, что хотелось бы. Сейчас, в Минстрое, у меня гораздо меньше времени на семью и детей. Но я стараюсь быть с ними каждую свободную минуту.
Жизнь в ВКонтакте занимает много времени. У меня бывали выходные, когда я целыми днями сижу и отвечаю людям, разбираюсь с обращениями, по 80 ответов за день. Но я тоже это воспринимаю, как данность, как часть текущей работы.
- У вас есть свой секрет правильной организации рабочего времени?
- Я понимаю, что на работе можно и до 22 часов сидеть в кабинете, и всегда будет чем заняться. Работа если не поставить определенных рамок, займет все предоставленное пространство. Когда я работал в правоохранительных органах, то обычно рабочий день был до 20, 21 часа. Сейчас я стараюсь приходить домой не позже 19-30.
Мы живем в такое время, когда работа не всегда требует находиться в офисе. С появлением гаджетов она стала перемешиваться с жизнью и не кончаться никогда... Я всегда в телефоне, всегда с ноутбуком и всегда в движении.
- Коронавирус внес какие-то изменения в вашу жизнь?
- Такие же, как у всех. Естественно, я ношу маску, ограничиваю контакты. Я точно не из тех, кто отрицает коронавирус.
- Последний вопрос я хочу задать такой же, как вице-премьеру Родионову. Ваша фамилия всплывает в качестве кандидата в сити-менеджеры Петрозаводска. Что вы думаете по этому поводу?
- Я слышал отголоски этих разговоров и вот, что хочу сказать.
Когда я уходил с Управтодора, я понимал, что многое там мы смогли сделать и довести до конца и что работа идет в правильном направлении и будет также идти и без меня. Пока что не могу сказать, что смогу уйти с Минстроя со спокойной душой, есть большое количество не решенных задач. Но решать это не мне, конечно, я готов работать на любом порученном направлении.
Беседовала Наталья Захарчук
И по традиции селфи на память
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание