"Столица на Онего" пообщалась с Еленой Смирновой и Ольгой Васильевой, женами пропавших в Баренцевом море дайверов, чтобы увидеть ситуацию с их ракурса.
Восемь дней тому назад на Баренцевом море близ бывшего военного городка Лиинахамари из воды не вернулись два дайвера, совершавших погружения в составе группы, собранной Дмитрием Беленихиным, основателем известного карельского дайвинг-клуба "Онего". Споры о том, на ком лежит вина за произошедшее, не утихают вот уже больше недели. Погружение осуществляли четыре аквалангиста, которые разделились по парам: сам Беленихин со своим напарником ушли глубже, оставив вторую пару, после чего ту больше никто не видел. Тела пропавших молодых людей до сих пор не найдены.
"Столица на Онего" пообщалась с Еленой Смирновой и Ольгой Васильевой, женами пропавших, чтобы увидеть ситуацию с их ракурса.
- Лена, Ольга, давайте по порядку пройдемся по всем пунктам, которые сейчас активно обсуждают в интернете, чтобы ничего не упустить. Самый главный вопрос. Многие из тех, кто защищает Дмитрия Беленихина на его странице в соцсети, оправдывают его тем, что он не был организатором тура, а лишь "инициатором дружеской поездки", следовательно, никакой ответственности за группу он не несет: каждый был сам по себе, все взрослые люди, все ехали на свой страх и риск.
Елена: Против Дмитрия Беленихина сейчас возбуждено уголовное дело по статье "Оказание услуг ненадлежащего качества, повлекшее смерть двух и более лиц". Раз дело возбуждено именно по этой статье, значит, у следователей есть на это какие-то основания, и, значит, это был все же не совсем "просто совместный выезд на природу клуба по интересам". Во-вторых, инициатор дружеской поездки с друзей денег не берет. А разница между той суммой, которую мы заплатили Дмитрию, и той, что он заплатил местной мурманской базе, предоставлявшей нам корабль и оборудование для погружений, составляет тридцать процентов. Попасть на эту базу самостоятельно невозможно, там принимают только организованные группы, организаторы которых отвечают за свои группы, – выходит, наша группа была именно таковой. По этой причине, зная о такой существенной разнице в цене, мы заплатили Дмитрию, а не напрямую руководству базы.
- На странице Дмитрия многие пишут, что "инструктор не нянька" и, поскольку оба парня были сертифицированными дайверами, то могли погружаться самостоятельно без инструктора вообще.
Ольга: У Павла сертификата не было. Сертификат пришел мне на почту через день после того, как Паша и Саша пропали в Баренцевом море. Я не знаю, закончил ли Павел свое обучение у Дмитрия Беленихина.
Елена: У Саши сертификат был, но опыт погружений у него был небольшой. Это и стало главной причиной, почему мы поехали именно в составе группы. Нам не нужна была нянька. Нам нужно было, чтобы кто-то более опытный и знающий просто был рядом и мог подстраховать и прийти на помощь в случае чего. Даже если это была бы просто "совместная поездка", уже само это слово подразумевает, что люди будут вместе.
- Многие задают вопрос, почему ребята, неуверенные в своих силах, вообще согласились погружаться одни.
Ольга: Дмитрий оставил их одних уже в воде. На корабле никакого совещания и обсуждения на этот счет не было: на корабле я все время была с ними рядом. Если какое-то обсуждение и произошло, то уже после того, как все четверо оказались в воде, а что можно успеть обсудить в таких условиях за пару минут до погружения?
Елена: К тому же, Дмитрий утверждал, что выбранное им для погружения место абсолютно безопасно. Ребята поверили ему. Хотя многие профессиональные дайверы, с которыми мы общались после случившегося, единогласно говорили, что эта точка однозначно не для новичков. Еще одна группа дайверов погружалась в то же время гораздо дальше в более спокойной бухте. Дмитрий же хотел еще раз посмотреть на свою любимую скалу. Поэтому он оставил ребят, а сам ушел по своим делам.
- Были ли костюмы достаточно теплыми для погружений в холодной воде?
Ольга: Павел мог находиться в своем костюме в воде не больше двадцати минут. Если остальные дайверы в сухих костюмах погружались на час, то Павел и Саша всегда всплывали намного раньше.
- Все ли в порядке было с оборудованием?
Елена: Я не могу этого утверждать и не могу этого знать, но исходя из того, что я слышала, скорее всего, дело было не в нем.
- А какая была погода в тот день?
Ольга: Было пасмурно, моросил дождь, было довольно прохладно. В тот день погода была самой плохой за все дни погружений.
- Есть ли какие-то предположения, что могло случиться?
Елена: Многие компетентные специалисты, с которыми мы общались, склоняются к версии, что одному из парней стало плохо, второй бросился помогать, оба не справились, а тела отнесло течением к обрыву в сто пятьдесят метров, находящемуся на некотором расстоянии от места погружения. Те глубины еще не исследовали: для этого нужна специальная техника.
- Было ли течение в тот день? Течения там постоянные или могут возникать спонтанно?
Елена: Течения создают приливы и отливы, стаи морских животных, корабли. Разговаривая с разными людьми о произошедшем, мне неоднократно доводилось слышать такие высказывания о ситуации: "рано или поздно этим и должно было все кончиться", "все к этому шло", "это ружье когда-нибудь должно было выстрелить". Но я не суд Линча, и я не снимаю ответственности с нас самих – нужно лучше разбираться в людях. Я лишь хочу, чтобы те люди, которые, как и мы в свое время, поддадутся очарованию красивого образа, создаваемого Дмитрием на своей странице в соцсети, были не так доверчивы и более осмотрительны, чем мы.
Елена Литвин
Напомним, следствие предъявило обвинение в оказании услуг, не отвечающим требованиям безопасности, дайверу Дмитрию Беленихину после исчезновения двух ныряльщиков в Баренцевом море. Об этом "Столице на Онего" рассказали в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ. Обвинение предъявлено по ч.3 ст. 238 УК РФ. Кроме того, следователи просили поместить Беленихина по домашний арест, но суд оставил инструктора под подпиской о невыезде.
Часть третья статьи "Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности" предусматривает до 10 лет лишения свободы.
Как мы уже сообщали, 16 июля поступила информация о происшествии с дайверами в районе населенного пункта Лиинахамари, мыса Палтусово перо, на выходе из Печенгского залива. Под версии следствия, 16 июля двое мужчин погружались с аквалангом в районе полуострова Немецкий.
"При выполнении погружения дайверы превысили максимально допустимый период времени нахождения под водой с аквалангом и оказались в акватории Баренцева моря при температуре воды 8-10 градусов без достаточного количества кислорода в баллонах, то есть оказались в условиях не совместимых с жизнью. До настоящего времени их местонахождение не установлено", - сообщается на сайте Северо-западного следственного управления.
Одним из пропавших дайверов был петрозаводчанин 1971 года рождения.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание