Аналитика. Капитал
10:32, 05 Октября 2009
4
1
2

Чем дальше, тем дороже

Стоимость проезда в электричках грозит ударить не только по карманам пассажиров, но и по карельскому бюджету.


На минувшей неделе руководство республиканского правительства провело очередное совещание с представителями Октябрьской железной дороги, где обсуждалось будущее пригородных пассажирских перевозок на территории Карелии. Как признался после совещания заместитель начальника ОЖД по реформированию и работе с органами власти субъектов федерации Павел Бурцев, переговоры оказались непростыми. Железная дорога более не намерена нести убытки от карельских электричек – только в прошлом году их сумма составила около 250 миллионов рублей, однако вопрос о государственной поддержке социальных перевозок до конца не урегулирован даже на федеральном уровне.

"Тема пригородных пассажирских перевозок - одна из самых непростых во взаимоотношениях железнодорожной отрасли с субъектами федерации. В советские времена все привыкли к тому, что пригородный железнодорожный транспорт обеспечивает транспортную подвижность населения в пределах железной дороги, и при этом он практически всегда нес все затраты на себе. Но в структуре железнодорожного транспорта произошли серьезные изменения. Уже в этом году будет завершена работа по созданию компаний-владельцев подвижного состава. ОАО "Российские железные дороги" перестанет быть его собственником, и та схема, которая всегда существовала, когда в грузовой тариф закладывались расходы на компенсацию убытков пригородных пассажирских перевозок, она умирает сама собой. Источников для покрытия этих убытков больше нет", - заявил заместитель начальника Октябрьской магистрали на пресс-конференции, состоявшейся после совещания в правительстве Карелии.

Павел Бурцев
Павел Бурцев
Руководство ОЖД предполагало отменить наиболее убыточные рейсы 11 пар поездов, которые осуществляют сегодня пригородные пассажирские перевозки на направлениях Петрозаводск-Свирь, Петрозаводск-Суоярви, Петрозаводск-Медгора, Медгора-Кемь, Кемь-Маленга и Кемь-Лоухи, но против этого активно возражали карельские чиновники. Как утверждают в местном правительстве, республика готова «частично компенсировать убытки на этих направлениях путем снижения арендной платы за пользование подвижным составом, находящимся в региональной собственности». Видимо, это обстоятельство способствовало тому, что представители Октябрьской магистрали решили в итоге сохранить все пригородные маршруты на территории Карелии, хотя, как заметил замначальника ОЖД, количество поездов и подаваемых вагонов в зимний период будет сокращено. «Зачем гонять целый состав, если в вагонах едут по три человека?», - сказал Павел Бурцев.

Кроме того, республиканским властям пришлось согласиться на очередное повышение тарифов на пригородные пассажирские перевозки: с 1 ноября они подорожают в Карелии на 44 процента. В ОЖД этот шаг объясняют необходимостью выравнивания стоимости проезда железнодорожным транспортом со стоимостью пригородных автоперевозок. Для сравнения замначальника ОЖД Павел Бурцев напомнил журналистам, что стоимость проезда из Петрозаводска в Суоярви на электричке составляет сейчас 100 рублей, а на автобусе – 220 рублей. Однако и это повышение тарифов не последнее: как сообщил Бурцев, в следующем году проезд в пригородных поездах подорожает в Карелии еще на 15-20 процентов, после чего тарифы будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.

Впрочем, электрички грозят ударить не только по карманам пассажиров, но и по карельской казне. Республиканским властям и представителям Октябрьской магистрали до сих пор не удалось прийти к согласию в вопросе создания совместной компании, которая будет осуществлять в дальнейшем пригородные пассажирские перевозки на территории Карелии, поскольку стороны так и не смогли договориться об их финансировании.

«На сегодняшний день нами разработано 4 варианта бизнес-плана компании с различными объемами работы и расходами. Но при этом один вопрос так и не находит ответа: кто будет компенсировать убытки? ОАО «РЖД» затрагивает эту проблему не только перед региональными, но и перед федеральными властями. Государству необходимо принять решение о выделении целевых трансфертов из федерального бюджета в местные бюджеты для того, чтобы регионы могли решить проблему пригородных перевозок. Как положительный пример, могу привести наши взаимоотношения с Тверской областью, где пошли на заключение государственного контракта на пригородные перевозки и изыскали средства в размере 63 миллионов рублей на покрытие убытков. Более того, руководство Тверской области вместе с губернаторами других регионов обратилось в правительство РФ о выделении трансфертов на осуществление пригородных перевозок, и этот почин был поддержан на слушаниях в Общественной Палате», - рассказал Павел Бурцев.

Стоит заметить, что в настоящее время пригородные компании с участием ОЖД созданы только в Санкт-Петербурге и Тверской области. По оценке руководства Октябрьской магистрали, для обеспечения деятельности карельской пригородной компании республике придется ежегодно выделять из бюджета как минимум 60-80 миллионов рублей.   

Валерий Поташов

Комментарии

Проходимец
2009-10-07 13:35:24
У людей, тем не менее, есть выбор, каким перевозчиком пользоваться.
люд
2009-10-06 09:45:52
ОАО РЖД с их тарифами оборзели до того,что стоимость тарифа по доставке 1т щебня,сравнялась с его стоимостью(щебня за 1 т)
AG
2009-10-05 20:44:43
...убыточные дела лягут на плечи бюджетов разного уровня...(entrepreneur) Как-то грустно. Почему-то даже не сомневаюсь, кому приддётся оплачивать убыточность оставшегося... Т.е. за чей счёт банкет будет...
entrepreneur
2009-10-05 19:38:56
Развитие ситуации чем-то похоже на те события, которые будоражили бизнес по поводу роста электро-тарифов. Тогда общество столкнулось с первыми результатами отраслевой реформы, которая в свою очередь проводилась без должного информационного освещения и обсуждения. Очень похожий расклад и в этой истории с "железкой". Людям, кто в теме, хорошо известно что делается, как и для чего. Это и пытается донести (правда с огромным запоздание) господин Бурцев - "..в структуре железнодорожного транспорта произошли серьезные изменения. Уже в этом году будет завершена работа по созданию компаний-владельцев подвижного состава. ОАО "Российские железные дороги" перестанет быть его собственником..". Короче, всё прибыльное выйдет на IPO (как было с генерирующими компаниями), ключевая инфраструктура останется под контролем гос-ва, убыточные дела лягут на плечи бюджетов разного уровня...
GreenRus
2009-10-05 18:24:26
От каких только налогов их уже не освободили! Все мало. Вообще "побираться" - это такая политика у монополистов. У структур "Газпрома" в Карелии такая же политика. Видимо, существуют такие специальные отделы для этого: ходят и побираются.
entrepreneur
2009-10-05 16:05:46
Железка - большая корпорация с большим бардаком, с астрономическими суммами проектов и откатов, а также скотским отношением к людям (в т.ч. наглой дискриминацией по территориальному признаку). Ни одина попытка навести там порядок не была успешной. Из-за сложной и очень дорогой инфраструктуры дешеветь их сервис никогда не будет. Нужны альтернативные виды транспорта, чтобы не стать заложником корпоративных интересов...
aRTvLEON
2009-10-05 12:39:08
- когда будет гибкая система подачи вагонов? Начиная с весны и до поздней осени на праздники-выходные в поезда в сторону Сортавалы из Питера сесть невозможно: туристы висят чуть ли не на подножках. Фарш полный. Этих бы руководителей самих бы протащить по вагонам, знали бы тогда. Ну, и главное: за 300 рублей я за 4 часа доезжаю из Карелии в Питер. В комфорте, в тепле, без приставал-торговцев контрафактом, без ожидания и пересадок. А по ж/дороге путь занимает 6 часов, а стоит сейчас примерно 250. А потом удивляются, что люди перестают ездить и спрашивают: а куда девался пассажир. Да свалил он уже давно к конкурентам!
aRTvLEON
2009-10-05 12:22:05
Полностью согласен с предыдущим постом! - реклама на ТВ и в газетах. Откуда на нее берутся бабки? - когда контролеры в электричках перестанут брать на лапу?
AG
2009-10-05 11:41:04
Дожили! Монополисты жалуутся на тяжёлое положение.. А как же реклама на ТВ - где они радуются. что им снизили налоги в рамках нацпроекта, и теперь они все в развитии и вообще у них всё в шоколаде ? Может лучше потратить эти женьги на развитие альтернативы и дорог ? тогда будет конкуренция и всё такое прочее ? На машине. например. уже в одиночке выгоднее съездить в Питер, чем на поезде в плацкарте, уже не говорю о купе.. И всё им мало...
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

Сегодня 08:48
Личное мнение
Альтернативная точка зрения на скандал вокруг Юрия Дмитриева и общества "Мемориал". Политический публицист Олег Реут считает: "Никто им презумпцию святости не устанавливал".

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?