Чем дальше, тем дороже

Аналитика. Капитал
10:32, 05 Октября 2009

Стоимость проезда в электричках грозит ударить не только по карманам пассажиров, но и по карельскому бюджету.


На минувшей неделе руководство республиканского правительства провело очередное совещание с представителями Октябрьской железной дороги, где обсуждалось будущее пригородных пассажирских перевозок на территории Карелии. Как признался после совещания заместитель начальника ОЖД по реформированию и работе с органами власти субъектов федерации Павел Бурцев, переговоры оказались непростыми. Железная дорога более не намерена нести убытки от карельских электричек – только в прошлом году их сумма составила около 250 миллионов рублей, однако вопрос о государственной поддержке социальных перевозок до конца не урегулирован даже на федеральном уровне.

"Тема пригородных пассажирских перевозок - одна из самых непростых во взаимоотношениях железнодорожной отрасли с субъектами федерации. В советские времена все привыкли к тому, что пригородный железнодорожный транспорт обеспечивает транспортную подвижность населения в пределах железной дороги, и при этом он практически всегда нес все затраты на себе. Но в структуре железнодорожного транспорта произошли серьезные изменения. Уже в этом году будет завершена работа по созданию компаний-владельцев подвижного состава. ОАО "Российские железные дороги" перестанет быть его собственником, и та схема, которая всегда существовала, когда в грузовой тариф закладывались расходы на компенсацию убытков пригородных пассажирских перевозок, она умирает сама собой. Источников для покрытия этих убытков больше нет", - заявил заместитель начальника Октябрьской магистрали на пресс-конференции, состоявшейся после совещания в правительстве Карелии.

Павел Бурцев
Павел Бурцев
Руководство ОЖД предполагало отменить наиболее убыточные рейсы 11 пар поездов, которые осуществляют сегодня пригородные пассажирские перевозки на направлениях Петрозаводск-Свирь, Петрозаводск-Суоярви, Петрозаводск-Медгора, Медгора-Кемь, Кемь-Маленга и Кемь-Лоухи, но против этого активно возражали карельские чиновники. Как утверждают в местном правительстве, республика готова «частично компенсировать убытки на этих направлениях путем снижения арендной платы за пользование подвижным составом, находящимся в региональной собственности». Видимо, это обстоятельство способствовало тому, что представители Октябрьской магистрали решили в итоге сохранить все пригородные маршруты на территории Карелии, хотя, как заметил замначальника ОЖД, количество поездов и подаваемых вагонов в зимний период будет сокращено. «Зачем гонять целый состав, если в вагонах едут по три человека?», - сказал Павел Бурцев.

Кроме того, республиканским властям пришлось согласиться на очередное повышение тарифов на пригородные пассажирские перевозки: с 1 ноября они подорожают в Карелии на 44 процента. В ОЖД этот шаг объясняют необходимостью выравнивания стоимости проезда железнодорожным транспортом со стоимостью пригородных автоперевозок. Для сравнения замначальника ОЖД Павел Бурцев напомнил журналистам, что стоимость проезда из Петрозаводска в Суоярви на электричке составляет сейчас 100 рублей, а на автобусе – 220 рублей. Однако и это повышение тарифов не последнее: как сообщил Бурцев, в следующем году проезд в пригородных поездах подорожает в Карелии еще на 15-20 процентов, после чего тарифы будут индексироваться в соответствии с уровнем инфляции.

Впрочем, электрички грозят ударить не только по карманам пассажиров, но и по карельской казне. Республиканским властям и представителям Октябрьской магистрали до сих пор не удалось прийти к согласию в вопросе создания совместной компании, которая будет осуществлять в дальнейшем пригородные пассажирские перевозки на территории Карелии, поскольку стороны так и не смогли договориться об их финансировании.

«На сегодняшний день нами разработано 4 варианта бизнес-плана компании с различными объемами работы и расходами. Но при этом один вопрос так и не находит ответа: кто будет компенсировать убытки? ОАО «РЖД» затрагивает эту проблему не только перед региональными, но и перед федеральными властями. Государству необходимо принять решение о выделении целевых трансфертов из федерального бюджета в местные бюджеты для того, чтобы регионы могли решить проблему пригородных перевозок. Как положительный пример, могу привести наши взаимоотношения с Тверской областью, где пошли на заключение государственного контракта на пригородные перевозки и изыскали средства в размере 63 миллионов рублей на покрытие убытков. Более того, руководство Тверской области вместе с губернаторами других регионов обратилось в правительство РФ о выделении трансфертов на осуществление пригородных перевозок, и этот почин был поддержан на слушаниях в Общественной Палате», - рассказал Павел Бурцев.

Стоит заметить, что в настоящее время пригородные компании с участием ОЖД созданы только в Санкт-Петербурге и Тверской области. По оценке руководства Октябрьской магистрали, для обеспечения деятельности карельской пригородной компании республике придется ежегодно выделять из бюджета как минимум 60-80 миллионов рублей.   

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2024 15:43
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.