999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Аналитика. Капитал
11:00, 12 Июля 2010

Когда сбежит последняя электричка

"Нам пообещали электрички и оставили нас даже без паровоза", – так грустно шутят жители Беломорского района, которые уже неоднократно пытались обратить внимание карельских чиновников и руководства Октябрьской железной дороги на недопустимость сокращения движения пригородных поездов. Тысячи людей оказались сегодня на грани транспортной изоляции из-за неспособности республиканских властей обеспечить нормальное финансирование пригородных пассажирских перевозок и стремления железнодорожников экономить на социальных затратах.

На перроне в Нюхче
На перроне в Нюхче


Ни вокзала, ни касс

Когда зимой 2003 года на станции Сумский Посад торжественно открывали движение поездов на новом электрифицированном участке Сумский Посад-Маленга, соединившем Октябрьскую и Северную железные дороги, многим в Беломорском районе казалось, что современная цивилизация добралась, наконец, до забытых лесных поселков и далеких поморских сел. Значимость события подчеркивало личное участие в торжествах бывшего главы Карелии Сергея Катанандова и вице-президента ОАО "Российские железные дороги" Валентина Гапоновича. К их визиту старенькое здание вокзала в Сумском Посаде было отремонтировано и покрашено, а внутрь помещения завезена новая мебель. Однако стоило высоким гостям разъехаться, как двери вокзала были заперты на замок, и с тех пор пассажирам из Сумского Посада приходится ждать прибытия электропоезда под открытым небом, хотя зал ожидания на станции работал даже в те времена, когда на железной дороге еще дымили паровозы. "Теперь ни в мороз негде согреться, ни от дождя укрыться", – сетует местная жительница Людмила Бочкова. 

Более того, вложив свыше полутора миллиардов рублей в электрификацию участка Сумский Посад-Маленга, ОАО "РЖД" не нашло ни копейки на содержание железнодорожных касс даже в таких крупных селах, как Сумский Посад и Нюхча, и их население вынуждено отправляться в райцентр за билетами на проходящие через эти станции пассажирские поезда. Но если Сумский Посад, который находится от Беломорска в 50 километрах, связан с райцентром автобусным сообщением, то из Нюхчи в город можно добраться только на собственном автотранспорте или попуткой, а беломорские таксисты соглашаются на почти двухсоткилометровое путешествие по разбитой дороге лишь за 3 тысячи рублей.

"Раньше можно было в Нюхче купить билет хоть до Петрозаводска, хоть до Мурманска. А сейчас, если захочешь поехать на поезде к родным или в отпуск, нужно заранее съездить за билетом в Беломорск, иначе тебя не пустят в вагон даже до ближайшей станции. Когда здесь ходили тепловозы, мы, бывало, договаривались с машинистами грузовых составов, чтобы они отвезли в райцентр роженицу или больного, но сегодня ты будешь умирать, а пассажирский поезд тебя без билета не возьмет", – рассказывает жительница Нюхчи Анна Юрьева.


«Дорога жизни» не по карману

Не лучше обстоят дела в Беломорье и с электричками. Первый пригородный электропоезд на этом направлении - от станции Кемь до станции Маленга – был пущен спустя два года после открытия нового электрифицированного участка Октябрьской железной дороги. Эти торжества также не обошлись без участия экс-губернатора Сергея Катанандова, которые сам управлял железнодорожным составом, частично приобретенным на средства карельской казны, и публично пообещал, что "доступное и экономичное сообщение почувствуют все жители республики". "Люди не должны быть изолированы в своих поселках!", – подчеркнул бывший руководитель Карелии, назвав новый электрифицированный маршрут "дорогой жизни". Но "дорога жизни" оказалась республике не по карману: карельские власти не смогли компенсировать железной дороге огромные убытки от пригородных пассажирских перевозок, и ежедневное движение электричек на направлении Кемь-Маленга было сокращено.

Как утверждают в руководстве Октябрьской железной дороги, ее убытки от пригородных пассажирских перевозок на территории Карелии за 2009 год составили 367 миллионов рублей, а республиканское правительство компенсировало лишь 2,6 процента этой суммы, или 9,5 миллиона. В региональном бюджете на нынешний год субсидии на компенсацию выпадающих доходов от регулирования пригородных тарифов заложены в размере всего 5,5 миллиона рублей, хотя минувшей осенью власти Карелии обещали предусмотреть в бюджете компенсации в объеме 40 миллионов рублей.

"В настоящее время, согласно перечню маршрутов, утвержденному соглашением на выделение субсидий из бюджета Республики Карелия на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении железнодорожным транспортом на 2010 год, заключенного между ОАО «РЖД» и министерством экономического развития Карелии, на участке «Кемь-Беломорск-Маленга» курсируют 2 пары пригородных поездов с периодичностью 3 раза в неделю – понедельник, среда, пятница. На основании федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» обязанность по организации обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении возложена на органы государственной власти субъектов федерации", – сообщил "Столице на Онего" начальник дирекции «Карел-пригород» Алексей Никифоров.

"Нас не может устраивать нынешний график движения электричек. Люди вынуждены по двое суток сидеть на вокзале в Беломорске, потому что не могут добраться до села. Если кто-то собрался в райцентр к врачу, ему приходится заранее договариваться о ночлеге. Сейчас лето, многие хотят ездить на рыбалку и за ягодами, а электрички ходят всего три раза в неделю", - говорит глава Нюхчинского сельского поселения Любовь Карманова.

Однако республиканскому руководству проблемы жителей Беломорского района, похоже, далеки: карельских министров в Нюхче не видели уже несколько лет, а во время своей единственной рабочей поездки в старинное поморское село экс-губернатор Сергей Катанандов вообще предпочел воспользоваться вертолетом.

Валерий Поташов
Сумский Посад-Нюхча-Петрозаводск

Комментарии

Андрей Тюков
2010-07-14 14:22:56
karlmarx, Спасибо и Вам. Радует, что на форум возвращается уважительное отношение участников друг к другу. Это хороший знак. А то в последнее время мы тут как-то... подзабыли бон тон и манеры. Посты Roland и karlmarx в этой ветке позволяют надеяться, что - временно подзабыли. А историй, подобных рассказанным ММ и АТ, думается, можно много было бы вспомнить, в том числе - и за пределами "полосы отчуждения".
karlmarx
2010-07-14 10:43:37
Валерий Поташов, спасибо за статью! Маленький Мук, Андрей Тюков, спасибо за интересные истории! Воистину экстримальный way of life у тамошних жителей, не соскучишься. По теме. Что говорить о пригородных электричках, когда РЖД скоростной поезд "Сапсан" по-нормальному запустить не смогли.
Roland
2010-07-13 01:25:00
Валерий, спасибо за оперативную реакцию. Да, в трактовке РЖД еще и не то бывает. Особенно развеселило про факт соединения ОЖД и СевЖД, как будто они до 2003 г. были разъединены, и перегонов Маленга - Унежма и Нелазское - Кошта не существовало ))) Про приколы РЖД крайне рекомендую forum.tsi.ru/webboard , этот форум (выполненный в виде доски объявлений) замечателен тем, что абсолютно без троллей. Тем и ценен, правда, там есть премодерация для новичков.
Валерий Поташов
2010-07-13 00:48:08
Спасибо за уточнение, Roland. Только я не писал, что в 2003 году открылось пригородное движение на ветке Беломорск-Маленга. Это пригородное движение мне известно с самого детства:-) Cм. текст: "...зимой 2003 года на станции Сумский Посад торжественно открывали движение поездов на новом электрифицированном участке Сумский Посад-Маленга, соединившем Октябрьскую и Северную железные дороги". Так трактовали это событие в ОАО "РЖД".
Roland
2010-07-13 00:32:49
Маленький Мук, вдогонку, насчет "добежать до своего вагона за две минуты стоянки поезда". Если стоянка поезда пять минут и менее, то разрешается посадка в ЛЮБОЙ вагон состава при наличии билета в этот состав. Скажите об этом своим знакомым, пусть колотят железякой в двери того вагона, который ближе. Зайдут без спешки, т.к. этот установленный порядок 100%-но соблюдается в РЖД, просто не все о нем знают...
Roland
2010-07-13 00:03:28
Пути РЖД неисповедимы. Впрочем, МПС всегда было государством в государстве. Со своими телеграммами, имеющим статус нормативно-правовых актов вопреки указам президента РФ... и даже со своими НОД-4, ПЧ, ШЧ, ФДПЗ-1 и прочей "железнодорожной матершиной". Почему нет кассы в Сумпосаде - тайна, известная, кроме РЖД, лишь богам. Так, через ст. Сумпосад следуют две электрички по дням недели, и практически ежедневный поезд Мурманск - Вологда с ВБС (вагонами беспересадочного сообщения) на Петрозаводск, Архангельск и Котлас. А, например, по станции Юшкозеро весь объем пассажирского ж/д движения представляет из себя один-единственный плацкартный вагон, который тащит тепловоз, причем всего один раз раз в два дня. При этом, на ст.Юшкозеро ж/д касса есть, а на ст.Сумпосад - нет. Чудны дела твои, РЖД. Серый мышь, частную ж/д кассу может открыть действительно любой. Однако, необходимо платить за лицензию, за программное обеспечение, за аренду собственно терминала в Экспресс-3, и прочие другие интересности. Дисконт должен быть таким, чтобы покрывать всё это, и еще приносить какую-никакую. но прибыль. Каков он будет в той же Нюхче, при количестве проданных билетов в сутки в количестве, полагаю, не более 5 - 10 штук? особенно учитывая, что дисконт при продаже пригородных билетов вообще невозможен? Это, да, вопрос. Андрей Тюков, отлчно понимаю.Самому как-то довелось прокатиться от Вирандозера до Сумпосада в задней кабине вывозного тепловоза. Маленький Мук, а скорый поезд и не обязан стоять по 5 -10 минут в каждой деревне. Иначе он превратится в укаждостолбный тихоход. Такой у нас есть - 381/382 Мурманск - Москва. Но жителям Летнереченского вообще-то грех жаловаться. Т.к. на ст. Летний имеют тарифную стоянку поезда: 021 Мурманск - Петербург, 381/382 Мурманск - Москва - Мурманск, 212 Москва - Мурманск, 325/326 Мурманск - Минск- Мурманск и 323/324 Мурманск - Харьков - Мурманск с ВБС Калининград, Киев, Псков, Полтава, Брест, Барановичи и Гродно; 425/426 Мурманск - Великие Луки - Мурманск с ВБС Псков. Еще вдвойне им грех жаловаться, потому что по сб и вс у них дважды в день идет автобус на Беломорск, а в будние дни - и трижды в день. Кроме того, три дня в неделю они могут доехать до райцентра электричкой. Это общемировая практика - жители е..ней, желающие поехать на поезде дальнего следования, должны добираться до ближайшего ж/д узла на пригородном пассажирском транспорте. Не понимаю, почему для Летнего должно быть сделано исключение. Или у вас там родственники/знакомые живут? если это так, и ваша информация - от них, то плз передайте им, что они немного заелись. А платформа на станции, хоть и низкая, но - должна быть. Это тот момент, с которым полностью согласен. Небольшое уточнение автору. В 2003 г. пригородное движение на ветке Беломорск - Маленга вовсе не открывалось, а лишь переводилось с тяги тепловозной - на электрическую. Что рядовому пассажиру, как теперь принято говорить, было как-то монопенисуально.
Андрей Тюков
2010-07-12 21:32:48
Маленький Мук, Спасибо за такую занимательную историю. Мне случилось дважды бывать в Беломорском районе – в 1984 и 1985 гг. В Летнем я не был, зато ездил по линии Беломорск – Вирма – Сумпосад – Вирандозеро. Там ситуация была очень похожа на описанную Вами. Расскажу. Дело было зимой. Железная дорога – единственный путь к цивилизации. Доехал до Сумпосада. Побывал по своим делам. Надо ехать дальше – в Вирандозеро. А поезд по этой линии курсирует дважды в сутки: утром туда, ночью – обратно. Пошёл на станцию, объясняю – так и так, хочу ехать по служебной надобности. Я тогда ещё молодой был, наглый. А может, обаятельный. Или просто люди там очень хорошие живут. Последнее – самое вероятное. Мне говорят: сейчас пойдёт локомотив в том направлении, вы можете на нём доехать. И вот – рядом с машинистом мчу, как на Диком Западе. Кругом – снега, снега, и ни черта больше. Сижу, читаю купленный в Беломорске томик Поженяна. Полный восторг. Ну, доехали. Машинист: давай, мол – сигай в сугроб! А где же перрон? Он смеётся: нет здесь перрона… Дело молодое, сиганули мы с Поженяном. Только селезёнка ёкнула. А ночью – обратно… ну, это вообще отдельная история. Это уже был Дикий Запад в кубе. Та-кие личности по ночам ездят на этой линии! Так я часто потом вспоминал это приключение. Как экзотику. А для местных жителей это и не экзотика никакая, а просто – way of life, как говорится. Путь жизни, если буквально. А он там один – железнодорожный. И, похоже, ни черта на этом пути не изменилось за 25 лет.
Серый мышь
2010-07-12 20:09:29
Кассы не имеют отношения к РЖД. Вроде бы. Кассу может открыть любой фэйс из округи. Поставил комп с прогой и торгуй с дисконтом. В чем проблем то?
владимир
2010-07-12 18:03:23
Интересный текст. Очередное подтвержление одной из основных мыслей марксизма о государственно - монополистическом империализме. Можно напомнить: на этой стадии монополизация достигает такого уровня, что качество услуги перестаёт интересовать производителя, а потребитель становится необязательным участником процесса получения прибыли. Даже наоборот. Как это присходит - понятно. Не6зачем гонять электрички по полтыщи мест за сотни вёрст, если они не заполняются и на четверть. А разве в распоряжении железной дороги нет менее ёмких средств для перевозки пассажиров? Я помню, на железнодорожном вокзале Петрозаводска много лет стоял дизельный самоходный вагон с комфортабельным пассажирским салоном, предназначенный для перевозки начальника отделения железной дороги. Имеются пассажирские дрезины. Разве нельзя задуматься, наконец, о том, что железная дорога - дорога, и служит средством коммуникации, то есть связи людей друг с другом? И, наконец, о продаже билетов. Если нет возможности содержать в "каждой деревне" билетную кассу, может, есть смысл наладить заказ билетов по телефону? И по телефону сообщать бригаде поезда, что в Нюхче, допустим, в вагон № 3 сядут пассажиры. Оплата билетов с проводником. Когда мы станем нужны нашим дорогим монополистам, хотя бы - для извлечения прибыли?
dvulikiy
2010-07-12 15:41:32
а властям ныне не до населения власти ныне за кресла борятся
Гость

Аналитика

16.10.2017 10:20
Капитал
Этой осенью олонецкая молочная продукция дебютирует в новой упаковке.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Кто должен стать следующим детским омбудсменом Карелии?