999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Чтиво. Частная жизнь
14:06, 28 Октября 2013

Карелы и финны в Красном бору

30 октября в России каждый год, начиная с 1991-го, отмечается День памяти жертв политических репрессий. Как известно, в 1937-38-м годах в СССР были массовые казни людей по политическим мотивам. Многие миллионы подверглись репрессиям сталинской политической системой.

Как пограничная территория, Карелия тем более не избежала политических репрессий в 30-е годы. Причем в Карелии эти репрессии имели явную национальную подоплеку. Проще говоря, уничтожали людей по национальному признаку.

Всем известен мемориал в Красном бору под Петрозаводском. В этом месте в 1937-1938 годах было расстреляно и захоронено около 1200 человек. Среди расстрелянных в Красном бору – 580 финнов, 432 карела, 136 русских и 48 представителей других национальностей. Цифры весьма показательные. Получается, что это были политические репрессии по национальному признаку. Даже сегодня, во многих карельских и финских семьях хранят воспоминания о своих погибших родственниках.

Моя мать, Ипатова Варвара Павловна – родом из деревни Ламбисельга Пряжинского района. В 37-м молох сталинской машины напрямую коснулся и жителей маленькой карельской Ламбисельги. Восемь справных мужиков из деревни Ламбисельга были арестованы и расстреляны в августе-сентябре 1937 года в Красном бору. Все карелы.

В числе арестованных и расстрелянных мой родной дедушка, отец матери Ипатов Павел Васильевич, 1881 г.р., карел, бывший член ВКП(б) (перед расстрелом из партии исключали), счетовод, расстрелян 27.08.1937 в Красном бору. Это краткие биографические данные. В это же время, в Красном бору был расстрелян еще один мой родственник, муж старшей сестры моей матери Фаворицкий Петр Иванович, 1907 года рождения, бывший член ВКП(б) из деревни Салменица, заведующий избой-читальней, карел.

Сейчас с легкостью говорим о событиях тех дней. А каково было людям, которые продолжали жить после гибели своих родных? После расстрела отца тяжело пришлось семье моей матери. Меньше чем через год скончалась бабушка, и младших детей в семье, 1926-го и 1928-го года рождения, взяли в детдом, старшие уже работали. Моя мать Варвара Павловна, 1923 года рождения, тоже подлежала отправке в детдом, но в сельсовете сжалились и приписали матери в метрику 20-й год рождения. Тогда она смогла поехать учиться на бухгалтера и вскоре начала раннюю трудовую жизнь. А два младших брата матери попали в детдом, очень тяжело пришлось там ребятам. Причем Иван, постарше, в последний год Великой Отечественной войны вырвался на фронт и погиб незадолго до Дня Победы.

Думаю, подобные сценарии разыгрывались и во многих других семьях. Политические репрессии, безусловно, сказались на всех сторонах жизни советского общества той поры, включая моральный облик человека и нравственные принципы общежития людей.
Причем, как и бывает в обществе, рядом со злом всегда присутствует добро. Когда, несмотря на суровые обвинения в адрес репрессированных и их семей, большинство обычных людей весьма сочувственно относились к жертвам репрессий и их наследникам.
Случались также просто удивительные зигзаги судьбы в семьях репрессированных. Опять же пример из нашей большой семьи. Когда большинство наших проживало на селе в Карелии, некоторые родственники оказались на невообразимой высоте в должностной иерархии.

Степан Ипатов, из большой семьи Ипатовых, являлся торговым представителем СССР во Французской республике! Ни много ни мало… Эта ветвь рода Ипатовых еще раньше оказалась в Питере, поэтому Степан Ипатов сумел получить высшее образование и стал дипломатом. Сохранилась фотография, подаренная нам Степаном Ипатовым в 50-е годы, когда он работал в МИДе СССР.

На фотографии Степан Ипатов на отдыхе в Булонском лесу (Париж, апрель 1939-го года)

Еще один Ипатов, Андрей Федорович, после войны работал в Петрозаводском университете, был завкафедры физико-математического факультета.

Жизнь полна противоречий. Так было всегда, и так будет впредь. Все мы, живущие ныне и наши потомки, не должны забывать трагических страниц нашей истории. Мы должны всегда помнить эти подлые, трагические годы второй половины 30-х 20 века. Ведь понятно, что некоторая забывчивость, некоторое послабление и компромисс в отношении к той политике и к тем политикам недопустимы и не имеют ни малейшего оправдания.

Анатолий Григорьев, председатель Карельского конгресса

Комментарии

liter
2013-11-05 11:28:52
«"креста на мне", Литер, и правда нет: я неверующий, не крещеный, и у меня никогда не было креста, чего я никогда ни от кого не скрывал». -------------- Из толковых словарей русского языка: «Креста нет на ком (простореч. устар.) — восклицание о бессовестном, жестоком человеке. Креста на тебе нет!». «Креста нет на ком (стар.) — об отъявленном негодяе».
Армас Машин
2013-11-04 15:21:55
Майский дождь, слово "зудеть" относилось к бесконечным комментариям, на мой взгляд, затенявшим актуальное значение того, о чем хотел сказать А.С. Григорьев. Мне кажется, и тема, и заголовок его статьи напрямую перекликаются с сегодняшней действительностью. Комментарии же - в стиле "о мэри мэри мэри как плохо в эсэсэрэ...". Я занимаюсь журналистикой, а не неким "ремеслом", и поэтому не могу быть "ангажированным". А "креста на мне", Литер, и правда нет: я неверующий, не крещеный, и у меня никогда не было креста, чего я никогда ни от кого не скрывал.
Майский дождь
2013-11-03 12:42:17
Если бы я последовал А.Машину, то должен был бы заявить, что пора перестать зудеть про совок, который давно накрылся медным тазом, а заняться более актуальными проблемами. Какие проблемы более актуальны А.Машин, вероятно, знает лучше всех. Последим за его творчеством.
Майский дождь
2013-11-03 12:34:38
Журналист, который ангажирован и закрывает глаза на истину, которая ему не по душе, не может являться профессионалом. Он может владеть слогом и получать награды журналистского цеха, иметь своих поклонников, но он лицемер и искажатель. Его ремесло не непредвзятая журналистика, а пропаганда идеологии. А предложение перестать зудеть о жертвах - позиция человека, которому неприятно это зудение как напоминание о зле, совершенном государством, с которым он ассоциирует свои помыслы и чаяния.
Майский дождь
2013-11-03 12:23:39
Отчего же не мне судить о профессионализме журналиста? Я как читатель очень даже способен оценить статьи авторов. Почему, например, про "тепло голубого экрана" зудеть можно, а про жертв репрессий нет? Журналист, который
liter
2013-11-03 11:31:34
Вспомнить в День памяти жертв политических репрессий невинно погибших – это «зудеть и мусолить вопрос о "жертвах сталинизма"»? Креста на вас нет!
Армас Машин
2013-11-03 00:19:30
На счет моего профессионализма, смею утверждать, не вам, майский дождь, судить. Относительно же всего остального - подтверждаю свою позицию: перестали бы вы зудеть и мусолить вопрос о "жертвах сталинизма" и занялись бы чем-нибудь актуальным... Да бог с ним... Финский язык в как язык общения в Карелии жив, и в этом качестве он переживет всех нас. Если один "господин ау" (по-фински "херра хуу") им плохо владеет, это не дает оснований судить о всех остальных жителях Карелии.
Иван Николаев
2013-11-02 14:11:03
Майский дождь, Вы опять про невинно убитых? Алексею Левкоеву. Как любому историку Вам должно быть хорошо известно, чем сталинизм отличается от троцкизма – правильно, в первую очередь, отказом от проведения курса на мировую революцию. Ничего удивительного нет в том, что, в период разгрома внутреннего троцкизма власти отказались от сохранения такого инструмента экспансионизма, как финский государственный язык. Это действительно было воплощение ленинско-сталинской национальной политики. Однако, все знают сколь много делалось в Карелии для сохранения и развития финского языка и культуры – театр, издательство, отделение на факультете, школа, программы на радио и телевидении.
Майский дождь
2013-11-02 11:44:30
О-о, это интересно! Карельский язык важнее невинно убитых. Забудем про них и займёмся реанимированием языка. Противопоставление показательно. Жертвы и язык, оказывается, находятся на разных полюсах и взаимоисключают друг друга. Это версия, ни много, ни мало, известного журналиста. Подобными заявлениями он разоблачает сам себя и развенчивает собственный профессионализм.
liter
2013-11-02 11:31:48
В тридцатые годы в СССР происходили массовые расстрелы финнов*, финский язык то запрещали, то разрешали. В 1956-м прикрыли потемкинскую КФССР и прекратили обучение в школах на финском языке. Что до финских детских садов, то их никогда здесь и не было. И всего этого местные финские деятели культуры «не замечали», продолжали трубить о том, «как хорошо в стране советской жить». Финский язык, как язык общения населения, умер в Карелии уже много лет назад. * Армас Машин не преминул в День памяти жертв политических репрессий сказать, что его «волнуют сегодня намного больше» решения, связанные с судьбой журнала: «А вы все нам про Красный Бор и "жертвы сталинизма"...»
Гость

Аналитика

20.10.2017 11:09
Тема недели
Сторона защиты попросила полностью оправдать Девлета Алиханова, так как в его деле нет ни состава, ни события преступления.
18.10.2017 14:32
16.10.2017 09:18

Чтиво

20.10.2017 15:43
Без политики
Недавно мне предложили написать о колонии строгого режима №9, что находится в микрорайоне Птицефабрика. Недолго подумав, согласилась.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?