Был ли секс в СССР?

Чтиво. Спецпроект
10:32, 04 Декабря 2013
Загрузка...

Скоро тридцать лет, как бродят по свету слова «Секса у нас нет», сказанные советской участницей телемоста Ленинград – Бостон «Женщины говорят с женщинами». Телемост вышел в эфир 17 июля 1986 года. Американка спросила, присутствует ли секс в советской телерекламе, и администратор гостиницы «Ленинград» Людмила Иванова ответила: «Секса у нас нет, и мы категорически против этого!». Раздался смех. «Секс у нас есть, у нас нет рекламы», – попыталась уточнить другая участница, да поздно было: слово не воробей… Критики всего советского торжествовали: секса в СССР нет – то ли запрещен, то ли недоступен, это неважно. Важно, что секса в СССР нет! И рекламы – тоже нет! Слова, прозвучавшие во время телемоста, надолго стали для многих символом ханжества и табуированности советского общества.

ЗАГС всему голова

В СССР у секса и, правда, были сильные конкурентки – «любовь», «семья», «верность», «добродетель». Предполагалось, что секса «на стороне», без любви и семьи, быть не должно. Любовь без секса – пожалуйста, это романтика, воспитание чувств, их проверка. А вот секса без любви быть, вроде, не должно было. Советская идеология стояла на страже семьи и брака. Считалось: сначала любовь, романтика и свадьба, а уж потом – и секс вам, пожалуйста, и эротика тоже. Секс с эротикой, считались делом сугубо приватным, на показ не выставляемым.

И все же они пытались просочиться в жизнь сквозь все запреты и препоны. Ближе к окончанию школы форменные платьица наших одноклассниц быстро превращались в изящные облегающие мини, но это, похоже, их не сильно смущало. Это куда сильнее волновало нашу мужскую половину класса. На уроках литературы мы рассуждали про чистые, платонические чувства Маши и Дубровского, Наташи и князя Андрея, Сонечки и Раскольникова, любовь Татьяны к Онегину, и все эти отношения – всегда чисты и целомудренны. Как и эпизоды жизни знаменитых людей на уроках истории. Одноклассницы в дразнящей мини-форме были рядом – на уроках и переменах. А потом были однокурсницы, другие студентки, многие другие девушки, но мыслям и помыслам о любви должно было устремляться куда-то далеко вперед, туда, где секс и эротика – за парадными дверьми ЗАГСА и вальсом Мендельсона. Советские обычаи не принимали «пробного брака»: отношения могли начаться и, конечно, начинались до брака, но брак должен был настоящим, а не пробным.

Хорошо это или плохо – кто его знает. Думаю, жизнь многих наших сверстников могла бы сложиться иначе, будь возможность пробовать, экспериментировать, проверять и не торопиться с решениями. Но устои общества были иными – мамы и папы, бабушки и дедушки, их друзья и коллеги, педагоги, наставники, парторги, соседки – все они думали иначе. Всем им хотелось пожелать молодым счастья на долгие годы, и наверно они были искренни в этом.

Считалось, что счастливый брак – это брак раз и навсегда. Так было в нашей семье – у мамы с папой, у бабушки дедушкой. Так было у большинства друзей и знакомых наших родителей. Развод и повторный брак, если не считались позорным клеймом, то уж точно вызывали пересуды и подозрения. Я женат в третий раз, и что сказали бы об этом знакомые взрослые из времен нашей юности?

С другой стороны, и неполных семей, когда ребенок или дети живут с одним из родителей, как правило, с мамой, было в те годы намного меньше, чем сейчас. Тогда неполная семья была исключением. Сейчас – едва ли не правило. Сиротства при живых родителях во времена СССР практически не знали.

Иметь любовницу, любовника, внебрачные связи считалось зазорным, и люди старались всячески это скрывать. В особенности это касалось людей, обладавших положением: партийная мораль исключала неверность, и именно в партком шли жаловаться на неверных мужей и распутных соперниц обманутые жены.

 

Культ на блюдечке

В аннотации на обложке талантливого романа Арви Пертту «Экспедиция Папанина» так сказано о Петрозаводске времени 1930-х годов: там встречают друг друга «патриархальная деревня, греховный Запад и могущественный коммунизм». Вопросы секса, любви, эротики оставались полем противостояния Запада и коммунизма во времена нашей юности.

«Вы что, мечтаете, чтобы вам с Запада принесли культ секса и насилия на блюдечке с голубой каемочкой!?», – иногда отчитывала нас одна из наших школьных учительниц. Хорошая, кстати, учительница. Мы едва сдерживали смех. Как это так: культ секса – и на блюдечке? Она сердилась еще сильнее и обращалась к нашим одноклассницам в мини-платьях: «А еще чего вам хочется, девицы-красавицы?». Тут уже сердились они, и начинался спор, где ставить ударение в слове «девицы», и каково в зависимости от ударения его значение.

Греховный Запад хотел проникнуть в советское сознание. СССР защищался. Слова на афишах кино, бывали, словно, приговор или каменная стена: «Детям до шестнадцати…». Мы, как могли, старались преодолеть это препятствие. Когда не удавалось, после слушали рассказы подростков постарше про запретное кино – как правило, заграничное. Потом, повзрослев, сами смотрели некогда запрещенные фильмы, и в них не оказывалось ничего такого, что, по-моему, стоило бы запрещать. Запреты вызывали ажиотаж, и про запретное кино ходили разные небылицы. Как проверишь, если сам не смотрел?

В середине семидесятых «секс» начал проникать с Запада на советские телеэкраны. Рука Люсьена де Рюбампре ласкает… обнаженную попу красавицы Эстер во французском сериале «Блеск и нищета куртизанок»! Мгновение, еще мгновение, и кадр сменяется. Кому-то сейчас наверно смешно, а тогда – будто, бомба разорвалась! Французский (!) секс на советском телеэкране! В магазине невольно подслушал разговор двух старушек про «куртизанок»: «А барон-то этот, Нусинген для нее целый замок купил и там ее, как пленницу, держит. Бедняжка! Тяжело ей!». И не говорите: целый замок с прислугой, лошадьми и угодьями, и она там одна-одинёшенька, ну просто беда!

Советское сознание не принимало продажной любви. Прекрасная принцесса отвергала герцогов и графов и сбегала из замка вслед за бродячими музыкантами. Брак по расчету вызывал осуждение. На карикатуре их журнала «Крокодил» студентка, «захомутавшая» профессора, была лисичкой с соблазнительными формами и порочной улыбкой, а сам профессор старым бобром. Но как обольстительна была та хищница!

 

Ода общежитиям

Считается, что фильм «Маленькая Вера», вышедший в прокат в 1988 году, преодолел табу на секс в советском кино. Согласно Википедии, он «получил известность как первый советский фильм, где был продемонстрирован половой акт». Еще не дойдя до проката в Петрозаводске, «Маленькая Вера» успела вызвать ажиотаж: про нее рассказывали вполне серьезные люди, видевшие фильм на спецпоказах в Москве, а потом и мне довелось оказаться в числе «спецзрителей» в Петрозаводске. Здесь проходила идеологическая учеба для журналистов, и в конце мероприятия в Доме политического просвещения участникам показали «Маленькую Веру». Мне понравилась исполнительница главной роли. И не только мне: по опросу журнала «Советский Экран» Наталью Негоду признали лучшей актрисой года. Вскоре она снялась в фото-сессии для журнала «Плейбой», а ярких ролей в кино больше не сыграла. Сама же «Маленькая Вера» оказался не эротическим, а остросоциальным фильмом. Вскоре он появился в широком прокате.

Есть в фильме реплика брата Веры про то, как «бьется сексуальный пульс» студенческой «общаги», где и происходит половой акт с участием его друга и сестры, ставший якобы самым первым в советском кино. Общага! Конечно, общага! Именно студенческие общежития были часто тем самым местом, где обретался первый сексуальный опыт – не киношный, а свой собственный. Дома – родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Куда податься бедному городскому студенту? Конечно, в общежитие, к своим друзьям-товарищам, а там… Там столько свободы, столько соблазнов и столько искушений! Студенческие будни и праздники, жизнь студенческих общежитий заслуживают того, чтобы в дальнейшем сказать о ней отдельно.

…Как-то раз мы с другом (он учился на другом факультете) решили устроить у него дома небольшую вечеринку с участием двух его однокурсниц. Девушки, как принято, немного поломались. Мол, «институт, экзамены, сессия», а потом приняли приглашение. Поводом для вечеринки был отъезд мамы и бабушки друга вечерним рейсом на дачу. «Токайское», фрукты, шоколадка в пакете, презервативы в кармане. Встреча в условленном месте. Темный дождливый вечер. Трепетные ожидания. Мы на полутемной лестничной клетке. Ключ в замочной скважине, и… Свет из-за открывающейся двери! Бабушка и мама решили ехать завтрашним утренним рейсом и вернулись домой...

Немая сцена. Маленькая трагедия. Позор. Крах.

Если секса в СССР не было, почему мы так сильно расстроились?

Армас Машин

Ретроспектива. Авторский проект Армаса Машина

Ретроспектива это взгляд в прошлое, обозрение прошлого. Проект посвящен жизни Петрозаводска и Карелии последней трети ХХ века. Это время «эпохи застоя», перестройки и «лихих девяностых». «Ретроспектива» – авторский взгляд на время, которое когда-то было настоящим и будущим, и ушло в прошлое. Там отправная точка экскурсов в более давние времена.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:37
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — это региональный Центр поддержки экспорта.