Криминальные пропажи

Аналитика. Обществоведение
14:02, 22 Декабря 2011

В Карелии ежегодно пропадает порядка двух тысяч человек. Большинство "потеряшек" все же находится. Однако каждый год 60-70 человек остаются в розыске, а следственные органы возбуждают в среднем 15 уголовных дел по фактам безвестного исчезновения. О том, как расследуются подобные дела, мы решили узнать у руководителя отдела криминалистики карельского управления Следственного комитета Дмитрия Обухова и старшего следователя-криминалиста Татьяны Чигриной.

"Работа по таким фактам является одним из приоритетных направлений в деятельности Следственного комитета, – рассказывает Дмитрий Обухов. – Если это криминал, убийство, то, как правило, такие преступления замаскированы под безвестное исчезновение человека. Преступник готовится к этому, прячет следы, труп. Поэтому в практике правоохранительных органов это наиболее сложные и трудные дела". 

В ряде случаев родственники не сразу обращаются в полицию с заявлением об исчезновении человека. Так, в ноябре прошлого года бесследно исчезла жительница Ключевой. Тут сыграло роль, что ее дочь проживала в Ленобласти, поэтому она обратилась в правоохранительные органы лишь спустя 10 дней после исчезновения матери. Соседи женщины рассказали, что та часто выпивала, а накануне исчезновения стучалась в двери нескольких квартир и кричала, что ее избили, просила помощи. Никто не открыл. В квартире пропавшей полиция обнаружила беспорядок, а также следы распития спиртных напитков. Сама женщина будто испарилась без следа. При этом у нее не было никаких заболеваний, которые бы могли привести к внезапной смерти. Следователям было известно, что домой к пропавшей заходили многие, просто чтобы выпить. Поэтому круг подозреваемых был достаточно обширен. Но к весне он сократился до одного человека, соседа 1992 года рождения, который жил в том же подъезде вместе со своими родителями. Он постоянно заходил в гости к соседке, там же и выпивал. К тому моменту молодой человек на своем счету имел судимости за кражи, угон и разбой. Полиции он сказал, что "вроде как имеет отношение к пропаже женщины, но сам не убивал, а сделал это приятель: избил, связал, а потом выкинул с четвертого этажа". После таких показаний подозреваемому пришлось показать, где спрятан труп. Обнаженное, связанное по рукам и ногам тело женщины, было обнаружено под старым матрасом в апреле этого года в палисаднике рядом с одним из жилых домов в том же микрорайоне. Проведенная экспертиза показала, что перед смертью женщина имела сексуальный контакт не с приятелем нашего подозреваемого (к тому моменту выяснилось, что у молодого человека железное алиби), а с ним самим. В итоге суд приговорил убийцу к 6,5 годам лишения свободы в колонии строго режима.
 
"Когда сталкиваешься с такими людьми, понимаешь, что он уже готов рассказать все, что случилось, – говорит Татьяна Чигрина. – К тому же, в данном случае наш подозреваемый во время следствия прошел психофизиологическое исследование на полиграфе, который еще до обнаружения трупа показал, что молодой человек причастен к совершению преступления".
 
Хотя бывают дела, признаются следователи, что просто не знаешь, где и что искать. Зачастую помогает случай и кропотливая работа. "Вот в Кеми пропал ревизор Октябрьской железной дороги. Вышел из поезда и исчез. Никаких следов. Мы установили, что он дошел до бывшей жены, с которой должен был обсудить вопросы развода и имущества, так как уходил к другой женщине, а больше его никто не видел. Та сказала, что он приходил и ушел. Мы его искали-искали – все бесполезно. А потом на свалке у гаражного кооператива люди обнаружили его труп. Все понимали, что преступление совершила жена, но та стояла на своем – она не причем. Десять дней она все отрицала, даже когда ей показали вещи, найденные с трупом, принадлежащие ей, в том числе, расческу с волосами. Тогда она и призналась, что, когда муж приехал, они выпили, вместе ночевали, а пока он спал, на нее "что-то нашло", схватила гантель (ее также нашли рядом с трупом) и несколько раз ударила по голове. После чего "свернула" тело мужа, связала и вынесла на свалку, хотя он весил гораздо большее нее самой", – рассказывает Татьяна Чигрина.
 
"Если пропадает добропорядочный человек, то к такому преступлению зачастую причастны либо его близкие, имеющие корыстные мотивы, либо же произошло какое-то внезапное нападение. В случаях с женщинами, это могут быть какие-то сексуальные мотивы. Реже – это тщательно подготовленное преступление. Были и такие, – продолжает Дмитрий Обухов. – Скоро, видимо, в январе, в суд будет направлено уголовное дело по факту убийства женщины. Убили ее из-за квартиры. Это была тихая, обычная женщина, не пьющая. И вдруг она просто испарилась из квартиры. Соседи ничего не видели. Тревогу забила ее сестра, живущая в другом городе. Мы прорабатывали разные версии, вплоть до того, что она, может, в монастырь уехала. Но когда обследовали квартиру, выяснилось, что половина вещей, причем не представляющих особой ценности, пропала. Кроме того, следователи нашли под диваном сигаретный пепел, а в куртке пропавшей женщины пару окурков. Но та не курила и, более того, никто из ее окружения тоже не курил. Когда установили двух подозреваемых, экспертиза показала, что слюна на окурках принадлежит именно им.
Они под видом банковских служащих втерлись в доверие к женщине, выяснили ситуацию с квартирой. А когда зашли в очередной раз – убили ее, после чего тело завернули в покрывало, связали бечевкой, вывезли в лес, где и закопали".
 
Кроме того следователи управления расследуют уголовные дела по людям, которые потерялись много лет назад. Так, в 1999 году на севере Карелии исчезла семилетняя девочка из вполне обыкновенной семьи. Но до настоящего момента в деле нет даже подозреваемых, только фигуранты. Ни тела ребенка, ни его самого так и не нашли. "В таких случаях сложность заключается в том, что со временем практически теряются все следы. Остается лишь то, что было получено на первоначальном этапе следствия. Но дело не закрыто, мы и сейчас проводим повторные допросы свидетелей, пытаемся выяснить, кому была выгодна смерть ребенка. Версию педофила мы отмели – за последние 15 лет там не было ни одного подобного случая. Маньяк бы уже проявил себя. Версии есть, но говорить о них я не буду пока, скажу лишь, что убийство ребенка могло стать способом мести", – добавил Обухов.
 
Бывает и так, что "потеряшки" возвращаются сами. Как рассказала Татьяна Чигрина, в Кеми несколько лет назад сбежала девочка 15-ти лет. Два года ее искали, а потом она просто вернулась домой. А все это время жила, то в Москве, то в Питере. Потом приехала домой к матери, сказала, что ей надоело гулять и хочет жить дома. Два года дело расследовалось, а подросток домой даже не звонил и не писал.
 
При этом Дмитрий Обухов пояснил: "За несколько лет работы мы уже научились видеть, иногда даже по сводке, где человек просто загулял, уехал, а где, возможно, криминал. Есть определенные признаки преступления. Почти всегда исчезновение беременной женщины или автомобиля вместе с владельцем в дороге оборачиваются криминальными происшествиями. Исчезновения 14-16-летних подростков, как правило, не криминальны, а вот если исчезает ребенок до 7 лет, то тут уже следует бить тревогу. Если ребенка не нашли через полдня, то у нас уже все – красная лампочка, всем подъем, тревога!"
 
"У каждого из нас давно уже выработана интуиция, но опыт важнее. Информация постоянно копится в голове, и некоторые сходства при расследовании преступлений всегда видны. Многие ошибки у преступников схожи, и это опытный следователь сразу видит. Но при этом каждое дело – оно штучное", – подытожил руководитель отдела.
 
Борис Романов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2024 15:43
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.