На самом деле День республики нужно праздновать 9 августа. В этот день была принята Декларация о государственном суверенитете Карелии.
Во многих российских республиках основным праздником считается день провозглашения ими Декларации о государственном суверенитете. Эти декларации были утверждены республиканскими парламентами вслед за российской, принятой 12 июня 1990 года.
Сегодня, в эпоху «вертикали», об этой странице нашей истории как-то не очень принято вспоминать… Российская государственность «по умолчанию» считается прямым продолжением советской, хотя в 1990-91 годах кремлевский «Центр» и российский «Белый дом» были различными до противоположности политическими субъектами. В конечном итоге это привело к тому, что если другие бывшие союзные республики, пусть и непросто, но приступили к строительству своей новой истории, то Россия так и осталась самым большим «осколком СССР». Несмотря на грезы о «модернизации», страна в целом до сих пор живет советскими стереотипами, которые осложняются еще и нео-имперскими претензиями к соседям. Все это заставляет предположить, что «правопреемница СССР» вполне может разделить судьбу своего «прародителя» – когда поток «нефтедолларов» в очередной раз иссякнет…
Однако полезно вспомнить, что декларации о суверенитете российских автономий, принятые в 1990 году, вовсе не носили «сепаратистского» характера. «Сепаратистскими» их могут называть лишь сторонники унитарной империи, уверенные, что страна континентального масштаба должна управляться из одной точки. На деле же эти республиканские декларации создавали федеративные основы новой российской государственности. Федерализм давно уже продемонстрировал свою жизнеспособность как государственный принцип США, он же был заложен в основу появлявшегося в 1990-е годы Евросоюза. Совсем упрощенно – это выстраивание государственности «снизу вверх», от регионального самоуправления к общефедеральным институтам, а не наоборот.
Приближается 9 августа – очередная годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете Карелии (которая тогда еще называлась КАССР). Напомним, что формально этот документ до сих пор остается действующим! Но попробуем оценить его с сегодняшних позиций.
Прежде всего, приятно удивляет здравое свободомыслие тогдашних карельских депутатов, которые брали на себя ответственность за свою республику, не опасаясь каких-то репрессий и санкций со стороны «Центра». Верховный Совет КАССР декларировал создание «правового, демократического, суверенного государства в составе РСФСР и Союза СССР, добровольно делегирующего часть своих полномочий РСФСР и СССР на основе Федеративного и Союзного договоров».
Добровольность делегирования республикой части полномочий на федеральный уровень и в целом – принцип договорной федерации резко контрастируют с нынешней моделью «вертикали», где властные полномочия, напротив, делегируются «сверху вниз», а Федеративный договор забыт так же, как и некогда Союзный…
Далее – источником власти и носителем суверенитета республики провозглашался ее народ, с подчеркнутым вниманием к национальной самобытности коренных народов. Сегодня же «власть» и «народ» являют собой весьма разные субъекты, слово «суверенитет» вообще вычеркнуто из республиканской Конституции, а о существовании коренных народов туристы в Петрозаводске могут узнать разве что в дорогом ресторане «Карельская горница»…
Еще одна знаковая статья Декларации: «Земля, ее недра, воды, прибрежный шельф, растительный и животный мир в их естественном состоянии, памятники истории и культуры являются собственностью народа Карельской АССР и основой экономического суверенитета».
Учитывая, что большинство крупных предприятий Карелии давно уже принадлежит различным внешним владельцам, известные памятники (Кижи) также выведены из республиканской юрисдикции, комментарии здесь, наверное, излишни…
А статьи Декларации о введении республиканского гражданства и самостоятельности международных связей по нынешнему законодательству уже, пожалуй, могут быть истолкованы как «экстремизм» и заговор каких-нибудь «иностранных агентов»…
В общем, эта историческая Декларация являет собой полный контраст с нашей нынешней реальностью. Почему же она так и не воплотилась в жизнь? Наверное, потому, что постсоветские власти 1990-х годов просто испугались наполнить слово «республика» (от лат. «общее дело») реальным содержанием. А в нулевые годы им это попросту запретили «сверху».
Тем не менее, именно эту Декларацию можно назвать первым действительно республиканским документом, принятым в Карелии. До этого слово «республика» у нас вообще было сугубо номинальным, поскольку статус Карелии (автономия – союзная республика – опять автономия) определялся кремлевскими чиновниками, а не местными жителями.
В 2000 году тогдашние республиканские власти придумали историческую пародию – провозгласили «Днем Республики Карелия» 8 июня, в память о том, что советский ВЦИК в 1920 году распорядился учредить здесь «Карельскую трудовую коммуну». Хотя ни о какой «республике» в тот год даже не говорилось! Зачем это было сделано? На мой взгляд, затем, чтобы напрочь предать забвению Декларацию 1990 года, которая со своим «суверенитетом» уже не вписывалась в начатое строительство «вертикали». Ну и затем, чтобы плотнее «привязать» Карелию к советской истории, которая в глазах властей выглядит более «благонадежной», чем демократическая республика.
Показательно, что за 12 лет своего существования этот искусственный «День Республики» 8 июня так и не прижился среди ее жителей как настоящий праздник. Слишком много эпох и поколений ушло с 1920 года, чтобы эта противоречивая дата будила какие-то торжественные чувства… А вот 9 августа вполне могло бы стать таким днем – многие еще помнят гражданское пробуждение 1990 года. Но власть его по-прежнему опасается – равно как и многих других гражданских инициатив. Иногда возникает странное ощущение, что кто-то захватил машину времени и отмотал нашу историю на четверть века назад…
Вадим Штепа
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание