Главный врач "Отделенческой клинической больницы РЖД" Владимир Голубченко о «загадочном» томографе, обращениях пациентов и судьбе негосударственной клиники.
Железнодорожная больница всегда пользовалась успехом у петрозаводчан. Мол, и врачи там хорошие, и условия для диагностики и лечения неплохие. Но в последнее время горожане, находящиеся на обслуживании учреждения, нередко жалуются на то, какой прием им организуют в поликлинике. "Если ты не работник железной дороги, приготовься стоять в очереди. На любое обследование "зеленый свет" только для железнодорожников, а мы со своими полисами там не нужны", – сетуют пенсионеры. Некоторые горожане утверждают, что больницу в скором времени ждет реорганизация с сокращением стационара, что бесплатных услуг населению здесь оказывать не будут вообще. И стоящий в течение нескольких месяцев во дворе клиники компьютерный томограф тому подтверждение: простых пациентов обследовать на современном аппарате не хотят, установят оборудование в больнице, когда она полностью перейдет на платную основу.
Чтобы узнать, что же происходит с клиникой, мы отправились к главному врачу "Отделенческой клинической больницы РЖД" Владимиру Голубченко.
За желания придется заплатить
– Владимир Семенович, дыма без огня не бывает. Вашу больницу действительно ждут какие-то изменения, порождающие столько разговоров среди горожан?
![]() |
Владимиру Голубченко, главный врач "Отделенческой клинической больницы РЖД" |
– С больницей ровным счетом ничего не происходит. Она работает в штатном режиме. Никаких кардинальных изменений по объему работы не было и не планируется.
– А почему томограф во дворе стоит?
– Томограф, который сейчас монтируется в дальнем крыле больницы, не наш. Фирма арендует в клинике помещения по разрешению ОАО "РЖД". 108 кв. м. Эта компания будет предоставлять населению платные услуги, как, например, фирма "ОНА", располагающаяся на базе БСМП. Деталей знать не могу. Я лишь слежу за тем, чтобы не было вреда пациентам, нашим сотрудникам и жителям соседних домов.
– А за тем, как оказываются услуги горожанам, приписанным к вашей поликлинике, вы следите?
– Мы оказываем медицинскую помощь жителям Петрозаводска, не имеющим отношения к железной дороге, и железнодорожникам. Никакого преимущества ни у одних, ни у других нет. В рамках программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи все население получает одинаковые услуги. Я слежу за этим. Но в регистратуре есть отдельное окно для железнодорожников, которые приезжают с линии для прохождения периодических медосмотров. У нас создана врачебная экспертная комиссия, которая работает в отдельных помещениях. Таким образом, в первую очередь мы осуществляем работу по медицинскому обеспечению безопасности движения. Если вдруг один врач уходит в отпуск, то другой специалист сначала проводит экспертную работу, а затем уже ведет прием пациентов.
– Поэтому-то и образуются очереди, на которые сегодня жалуются ваши городские пациенты?
– Обычно к врачам у нас нет очередей, но в летний период, период отпусков, они бывают. Пациенту приходится записываться за несколько дней вперед. У нас, как и в четвертой городской поликлинике, работает медицинская информационная система, которая позволяет вести запись в точное время, когда врач принимает. Участковый терапевт после осмотра с учетом необходимости назначает лечение или обследование, заглянув в компьютере в "календарь поликлиники". Если пациенту нужно срочно провести обследование, то оно будет сделано в кратчайшие сроки. Но даже планово в период отпусков, например, УЗИ в течение месяца у нас сделают. В других поликлиниках люди и по три месяца ждут своей очереди на обследование.
– А если врач не назначает обследование, а пациент считает, что ему необходимо попасть на УЗИ?
– Вы можете хотеть, что угодно, но за свои желания придется заплатить. Обследования, не назначенные специалистом, у нас платные.
![]() |
Бросили как щенков в воду
– К вам поступают жалобы от недовольных обслуживанием пациентов?
– Жалобы есть всегда и всегда будут. Все дело в их обоснованности и количестве. Разные люди относятся к своему здоровью, к себе любимому, по-разному. Недавно один наш пациент написал письмо министру здравоохранения. Человек оцарапал руку, необходимо было ввести противостолбняковую сыворотку. Ему нужно было посидеть полчаса, чтобы врач осмотрел и после этого назначил лечение. В результате – он написал жалобу министру.
Больница, поликлиника, где за день проходит 850 человек, – это конвейер. Хоть и хорошо организованный, но конвейер. Продвинуть кого-то вперед непросто – там ведь тоже люди сидят. Но пройдя по больнице, вы не увидите толп народа, сидящих у кабинетов.
Стараюсь организовать работу так, чтобы было достаточно удобно. Но 100-процентного попадания никогда не будет.
– Ваш учредитель – ОАО "Российские железные дороги". Не секрет, что РЖД, мягко говоря, не любит неэффективные расходы. Неужели ваше учреждение не пытались и не пытаются реорганизовать, сократить? Ведь коек в стационаре раньше было больше.
– На нашем флаге написано – негосударственное учреждение здравоохранения. Следовательно, каждую копейку мы зарабатываем сами. Отношения с Октябрьской железной дорогой у нас тоже чисто экономические. У больницы есть договора, по которым мы выполняем работы, предоставляем услуги для железнодорожников. Но никаких отделений мы не закрываем. И на последнем съезде врачей железнодорожного транспорта заявили, что наши учреждения не собираются сокращать ни по количеству пациентов, которых обслуживаем, ни по объему работ, который выполняет больница.
Действительно, в 1984 году больница располагала 325 койками, а сейчас у нас 130 коек. Когда я изучал, сколько больных мы тогда пролечили, оказалось, что всего на 500 человек больше, чем на сегодняшних 130 койках. Изменяются технологии лечения, сокращается средняя длительность курса. Сейчас пациент в среднем лежит 9,2– 9,3 дня. Тогда больной находился в стационаре 16-17 дней. Никто не торопился, никто не считал деньги. Сегодня мы считаем деньги ОМС. Есть некоторые проблемы с оплачиваемыми по обязательному медицинскому страхованию койками. Но мы их решаем с республиканским Минздравом, который утвердил нашему учреждению меньшее количество пациентов по ОМС, чем мы можем пролечить. Сегодня мы считаем деньги, которые зарабатываем сами. У нас работают прекрасные специалисты. В настоящее время делать работу некачественно экономически невыгодно.
– Но в государственных учреждениях здравоохранения к такому выводу пока не пришли. Почему? Там деньги не умеют считать? Или считать нечего?
– Нас, железнодорожные больницы, в 2002-2003 году бросили как щенков в воду, и мы выплыли, научились плавать. А государственные учреждения боятся бросать в воду. Их медленно учат плавать, поддерживая в бассейне. Бояться Минздраву, конечно, есть чего. Не всегда главные врачи и коллективы учреждений подготовлены в экономическом плане. Эта большая работа. За один день научиться мыслить экономически нельзя. И в любом случае без помощи государства больницам не под силу, например, купить компьютерный томограф, который стоит 30 миллионов рублей, или провести реконструкцию зданий. Модернизация здравоохранению необходима.
– Но вы, как негосударственное учреждение, не участвуете в программе модернизации. Как же справляетесь с большими проблемами материально-технической базы?
– Мы участвуем в модернизации самым краешком – занимаемся лечением пациентов по стандарту и работой по улучшению доступности амбулаторно-поликлинической помощи. В другие разделы модернизации не попали. Хотя материальная база нашей больницы требует серьезных вливаний. К счастью, есть инвестиционные программы РЖД. За последнее время мы получили дорогостоящую сканирующую систему. Но медицине денег всегда мало. Справляемся с тем, что имеем. Но пациентов меньше принимать не будем. Разговоры о нашем сокращении на сегодняшний день беспочвенны.
Беседовала Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание