Тридцать "субъектов контроля"

Аналитика. Политкухня
09:18, 28 Августа 2014

Зачем нужна Общественная палата?

Два с половиной месяца назад состоялось первое пленарное заседание Общественной палаты РК второго созыва, участие в котором приняли все тридцать вновь избранных представителей общественности Карелии.

К такому институту, как Общественная палата, россияне потихоньку привыкают. Известно, что к числу основных задач палаты – хоть федеральной, хоть региональной – относится проведение гражданской экспертизы законопроектов. Однако в последнее время список полномочий последовательно расширяется. Видимо, он будет полностью определён в президентском законопроекте "Об основах общественного контроля", который летом дорабатывался. В настоящее же время продолжается практика, когда депутаты не обязаны давать проекты новых законов на "внешнюю" экспертизу, поскольку её необходимость опять же не была законодательно закреплена.

Сама инициатива по наделению функций экспертизы законопроектов за общественной палатой получила ход после того, как в одном из своих посланий Федеральному собранию тогдашний российский президент Д. Медведев предложил "предусмотреть дополнительные меры для привлечения к законотворческому процессу представителей неправительственных организаций". Процесс идёт, хотя, конечно, не так быстро, как желалось бы: поправки в регламенты Совета федерации и Госдумы, чтобы сделать обязанным участие общественников в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы, до сих пор не внесены.

Но общественные палаты, в том числе и в регионах, работают, привлекая к себе с разной степенью интенсивности, внимание граждан. Сейчас ключевым моментом в процессе их развития стало право аккредитации контролеров. Так называемыми субъектами общественного контроля могут стать только общественные палаты России, всех её регионов и общественные советы при министерствах и ведомствах. Таким образом, разделяются субъекты контроля и его участники, среди которых находимся все мы, обычные граждане. Это означает, что права на самостоятельный контроль у граждан уже не будет, они могут проверять власть только "в составе профессиональных организаций", которые получат представителей как упомянутых субъектов контроля.

По сути дела, вводится система аккредитации для тех, кто будет заниматься общественным контролем. Считается, что подобный фильтр отсечет "недобросовестных представителей общественности", к которым, видимо, относятся лоббисты и группы давления. Тут, однако, выявляется одно "но". – Предложенный механизм нарушает права граждан и ставит их в неравные условия. Получается, что те, кто аккредитацию не получит, не смогут осуществлять общественный контроль. В то время как сама власть – федеральная, региональная и муниципальная – всегда подчёркивает право каждого гражданина на контроль её деятельности.

Получается очень интересная ситуация. Реализовать право на контроль за властью гражданин может только на выборах. Между датами голосования этой важной и сложной работой будут заниматься только "субъекты контроля". При определённых обстоятельствах это может быть и неплохо. Ведь по большому счёту именно через процедуру выборов в условиях современной демократии происходит согласование интересов и обеспечение политического представительства. Известный политолог Й. Шумпетер вообще полагал, что выборы и составляют суть демократии. Он утверждал: "Демократия обозначает только то, что народ имеет возможность принять или отвергнуть тех, кто управляет им", а функцию контроля вполне могут исполнять средства массовой информации.

Тогда становится не вполне ясно, зачем нужна общественная палата? Ответ на этот вопрос стоит искать в процедуре её формирования и в персональном составе. Если в общественную палату пришли люди, которые понимают, как и чем живёт общество, то у них не возникнет вредная иллюзия, что их собрание – это и есть весь мир. Тогда не нужно наращивать ни аппаратный, ни медийный вес палаты, которая пусть и обладает скорее символическими полномочиями, но сама служит примером честности и демократичности.

Уже по результатам следующих пленарных заседаний Общественной палаты РК мы сможем судить о близости представителей общественности к нашим ежедневным проблемам. На обсуждение будет вынесен проект закона о порядке формирования органов местной власти в Карелии. Как известно, сейчас главный спор вокруг второго чтения этого законопроекта касается фактически двух вариантов формирования корпуса мэров городов и районов республики: путём прямых выборов или через назначение депутатским составом муниципалитетов. Мнение общественности, которое будет высказано на заседаниях, должно прозвучать веским доводом в пользу одной из позиций.

Олег Реут

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.