Галина Васильева: "Похороны школы – самое страшное для города и села"

Аналитика. Политкухня
16:06, 14 Марта 2016

Известный учитель и депутат от КПРФ Галина Васильева об оптимизации образования, необдуманных действиях чиновников и педагогах-государственниках.

"Закрытие школ в нашей республике становится нормой. Детей ежедневно возят за знаниями по «военным» дорогам за десятки километров. Сфера образования в Карелии - нелюбимая падчерица, о ее состоянии чиновники говорят только сухим бухгалтерским языком", - констатирует сегодня депутат карельского парламента, директор петрозаводского лицея №13 Галина Васильевна. Галина Васильева - одна из тех, кто вместе с руководством республиканского комитета КПРФ всегда защищает интересы педагогов, активно выступает против бездумной оптимизации учреждений образования.

Что же происходит в карельском образовании? Что заставляет родителей устраивать протестные акции под окнами Минобраза? И почему чиновники от образования, еще вчера отзываясь о своих подведомственных учреждениях в превосходной степени, сегодня упрекают школы в отсутствии программ развития? Об этом и многом другом мы поговорили с членом фракции КПРФ, депутатом профильного комитета Законодательного собрания Карелии Галиной Васильевой.

 

Без фантазии, но с реструктуризацией

- Галина Васильевна, в прошлом году в Карелии реорганизовали восемь школ. В 2016 году этот список пополнится новыми учреждениями. В министерстве образования утверждают, что задача оптимизационных мероприятий в республике нацелена на улучшение качества образования. А что по этому поводу думаете Вы? Почему в Карелии школы закрывают или планируют закрыть?

- На мой взгляд, оптимизация образования сегодня объясняется надуманными причинами. Чиновники не стремятся гласно и открыто говорить о том, что происходит в сфере образования. Чаще все сводится к тому, что нет денег. Но что значит, нет денег?! На что-то средства, и немалые средства, находятся, а на образование денег нет. Чиновники, ссылаясь на дорожные карты, а по-русски - планы мероприятий министерств, многого не договаривают.

Я пыталась разобраться в этом вопросе и обнаружила документ, подписанный еще Михаилом Касьяновым в 2001 году: Постановление Правительства РФ №871 о реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности. Уже 15 лет назад власти были озабочены проблемой сельских школ. В течение нескольких лет обкатывали новые модели реструктуризации в нескольких регионах, ставя благие цели: повышение качества образования за счет более эффективного использования материально- технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений на основе их концентрации и кооперации. Понятно, что государство хотело сэкономить на неэффективных учреждениях. Но в Карелии почему-то не придают гласности информацию о том, по каким моделям будет работать республика. Задача чиновникам понятна – сократить расходы на систему образования. Но серьезной работы не проведено. Фантазии нашим чиновникам явно не хватает, потому что все свелось к закрытию школ, которые могли бы нести нагрузку культурно-образовательных учреждений на селе, или созданию филиалов учреждений.

- Но может быть, закрываются сегодня школы, которые действительно не конкурентноспособны, где дети не получают достойного образования? Вы бывали в этих учреждениях?

- Сегодня в список оптимизации попадают очередные 9 малокомплектных школ республики, включая две петрозаводских школы, и специальная школа-интернат №22. Мы вместе с депутатами нашего комитета, а также представители Минобраза и управления образования Петрозаводска посетили основные школы № 19 на Птицефабрике и № 32 на Сулажгорском кирпичном заводе. Что увидели? Содержание зданий находится на должном уровне, созданы хорошие условия для детей и педагогов, школы несут нагрузку культурно-образовательных центров данных микрорайонов. Директора учреждений, педагоги с болью говорили о проблемах и рисках при изменении статуса их школ. Кажется, конца и края оптимизации в Карелии нет! С такой бы прытью некоторые бесполезные ведомства сокращались - это было бы справедливо!

Митинг в защиту школы искусств в Петрозаводске

Когда в Медвежьегорске в прошлом году народ взбунтовался против закрытия школ, то чиновники от Минобраза заявляли, что в Медвежьегорском районе происходит стагнация в образовании. Я заглянула в словарь: стагнация не употребляется относительно образования, воспитания. Это слово применяется исключительно к экономическим процессам. Так что это надуманное объяснение оптимизации от представителей министерства. Они говорят, что у школ нет движения вперед, нет развития. Но, позвольте, как же быть со Специализированной школой искусств, где хотели закрыть набор в первые классы. Если не откроем первые классы, школа начнет развиваться?

 

Разворуют или бросят?

- Чиновники упрекают коллектив Специализированной школы искусств в том, что педагоги по районам не ездят, талантливых детей не отбирают. А у петрозаводчан и так есть возможность учиться в музыкальных и художественных школах.

- Удивительно, как быстро в министерстве меняют свое отношение к школе. В прошлом году я готовилась к заседанию парламентской ассоциации Северо-Запада России по образованию, науке и высшей школы, где рассматривали вопрос дополнительного образования. Я запросила информацию у министерства образования по этой теме. В ответе о Специализированной школе искусств было написано в превосходной степени. Я была горда, докладывая на заседании, что в республике есть система отбора одаренных детей в области искусства. Видимо, раньше по районам ездили и детей отбирали. Сейчас же денег на командировки нет. И это ставится в укор школе?  Программа развития учреждения застопорилась? Извините, но школа работает под эгидой министерства. Почему Минобраз ничего не делает? Во всем виноват один коллектив? Чиновники снимают с себя ответственность за все.

Школа-интернат №22

- Судя по всему и предстоящее закрытие республиканской "Специализированной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №22" для детей с тяжелыми нарушениями речи – тоже вина коллектива. По словам чиновников, учреждение виновато в том, что не развивалось и работает только как начальная школа. Вы посещали школу после обращений родителей. Что думаете об этом учреждении?

- 22-ой интернат – это учреждение с высококлассными специалистами: каждый учитель начальной школы - логопед. Сколько нужно было вложить средств, чтобы специализированную школу для детей с тяжелыми нарушениями речи привести в порядок! Учреждение участвовало в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 г.г. и продолжает получать специальное оборудование для детей с патологией речи. Часть оборудования стоит ещё не распакованным. И, тем не менее, здание интернату уже не принадлежит, оно передано учреждению дополнительного образованию "Ровесник".  И куда денется все это дорогое и уникальное оборудование? Разворуют или бросят? Куда будут устроены особые дети и их педагоги?

Насколько же не дальновидны наши чиновники! Ведь в последние годы в образование вкладывались немалые деньги. По комплексной программе модернизации образования в республику поступили огромные средства для улучшения материально-технической базы учреждений. Школы республики покупали оборудование, делали ремонты. И многие учреждения действительно стали выглядеть очень достойно. И тут же началась реструктуризация. Получается, что деньги были брошены на ветер. Ну, разве это государственный подход?

- Галина Васильевна, а что делать-то? Смотреть, как хоронят школу?

- Я не могу сказать, что у меня сейчас упадническое настроение. Но если все так и будет продолжаться, то через какое-то время система образования будет развалена окончательно. Похороны школы – это самое страшное для села, для отдаленных районов города. За годы перестройки, кризисов школа подвергается бесконечным реформам, но внутри ее,  благодаря коллективам, сохраняется стержень нравственности и патриотизма. Педагоги понимают, что они люди государственные. Они несут ответственность за детей. И несмотря на все проблемы,  понимают всю меру ответственности перед государством. Хотя мы и не со всем согласны, что творится в сфере образования. Если уничтожат и этот стержень, мы действительно похороним образование.

Школа в Великой Губе. Фото: ptzgovorit.ru

Когда я слушаю наших чиновников, мне кажется, что они нас, руководителей учреждений образования, учителей, ненавидят. Они не умеют разговаривать и с родителями, общественностью. Они разучились говорить правду. Например, утверждают, что в 22-й школе-интернате на 55 детей приходится 86 сотрудников. Но как я выяснила, такие данные были актуальны на 1 января 2014 года. На самом деле сейчас в интернате работают 46 сотрудников и три совместителя. Это специализированная школа – интернат, где учатся и живут 33 ребёнка из районов республики. Сотрудников там должно быть больше, чем в обычной школе.

Проблема недоговоренности, искажения информации и дистанции между исполнительной и законодательной властью, между чиновниками, педагогами и родителями работает не в интересах дела. Если бы мы все объединили усилия, если бы чиновники вспомнили, как нужно работать с людьми, то все было бы по-другому. Возможно ли исправить эту ситуацию? Надеюсь, что еще не все потеряно. Но спокойно наблюдать за тем, как уничтожают образование, я точно не буду.

Беседовала Светлана Разумихина

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

25.04.2024 17:13
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карелия уверенно развивает сегодня экономические связи с партнерами за рубежом, в лидерах : Турция, Белоруссия, Китай и Индия.