Кто заплатит кондуктору?

Аналитика. Капитал
13:09, 31 Декабря 2003

Законотворцы Карелии в очередной раз обратились к проблемам общественного транспорта, и в очередной раз приходится констатировать, что эти проблемы едва ли удастся решить на уровне субъекта федерации с “дырявым” бюджетом.



На прошлой неделе парламент республики приступил к обсуждению законопроекта группы депутатов, устанавливающего правила пассажирских перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом общего пользования на территории Карелии. Документ успешно прошел комитет по экономической политике и налогам и был рекомендован к принятию в первом чтении на ближайшем пленарном заседании Законодательного собрания. Однако еще на рассмотрении законопроекта в комитете ему была обещана “непростая судьба”.

Как заявила один из авторов документа Людмила Афанасьева, законопроект направлен на разрешение системного кризиса, в котором оказался общественный транспорт республики. Едва ли не главной причиной этого кризиса является неполная компенсация затрат автотранспортных предприятий на перевозку льготных пассажиров со стороны регионального и федерального бюджетов. Достаточно сказать, что в прошлом году Карелия не получила из Москвы около 2 миллионов рублей на покрытие расходов местных автоперевозчиков за бесплатный провоз в общественном транспорте работников силовых структур федерального подчинения. Не лучше обстоят дела и с дотациями на перевозки льготных пассажиров из карельского бюджета.
По словам заместителя министра экономического развития республики Льва Шустова, на эти цели необходимо выплачивать более 80 миллионов рублей в год, однако денег в казне не хватает даже на половину этой суммы. В итоге убытки автотранспортных предприятий Карелии от перевозки "льготников" покрываются всего на треть. Это приводит к ухудшению финансового положения автоперевозчиков, главным образом – муниципальных, и сокращению городских, пригородных и междугородных маршрутов. Сегодня вне зоны транспортного обслуживания находятся 32 населенных пункта Карелии. Почти две трети подвижного состава муниципальных автопредприятий изношено, а четверть – подлежит безотлагательному списанию.

Как было отмечено на заседании комитета, предложенный законопроект позволит органам государственной власти и местного самоуправления республики привлекать к обслуживанию пассажиров автоперевозчиков разных форм собственности на основе конкурса и госзаказа. Это будет способствовать наведению порядка в сфере пассажирских автоперевозок. Но объем госзаказа будет обеспечиваться исходя из тех средств, которые предполагается заложить в бюджет. Документ предлагает также республиканским и муниципальным властям Карелии формировать соответствующие статьи бюджетов для финансирования перевозок льготных пассажиров, однако, как заметил депутат Девлетхан Алиханов, пока эти статьи не станут "защищенными", проблема "льготников" не будет решена. Если учесть, что в проекте основного финансового закона республики на 2004 год не заложены в полном объеме деньги на выплату заработной платы работникам социальной сферы, можно с уверенностью сказать, что средств на компенсацию затрат автоперевозчиков по обслуживанию льготных пассажиров в казне Карелии опять не хватит.

“Проблема не в законодательстве, а в деньгах”, - заметил на заседании парламентского комитета замминистра экономического развития Лев Шустов. При этом, он сравнил перевозку “льготников” с обеспечением населения республики дровами. “У людей нет дров не потому, что нет дров, а потому, что нет денег на их доставку”, - заявил замминистра.

Таким образом, закон о пассажирских перевозках общественным транспортом, подготовленный парламентариями республики, носит скорее политический характер. Депутаты, как смогли, отреагировали на кризис в отрасли, однако предложить эффективный механизм его преодоления им не удалось. Впрочем, если этот кризис – системный, то и разрешить его можно только, изменив всю систему общественного транспорта, а для этого законодателям Карелии необходимо выходить на федеральный уровень.

Совершенно очевидно, что первым шагом на пути реформирования отрасли должно стать сокращение количества льготных категорий пассажиров. Когда на долю “льготников” приходится около 70 процентов всего пассажиропотока, впору вообще говорить о бесплатном общественном транспорте. Но тогда и финансировать его нужно полностью за счет бюджета, что в нынешних экономических условиях выглядит утопией.

Стоит подумать и о форме льгот, предоставляемых на проезд в общественном транспорте, и в этой связи уместно было бы обратиться за опытом соседней Финляндии. Населения там в десятки раз меньше, чем в России, а уровень социально-экономического развития, наоборот, выше. Тем не менее, в общественном транспорте Страны Суоми платят все: и взрослые, и дети, и здоровые, и инвалиды. Но для людей с ограниченными возможностями, пенсионеров и школьников существуют значительные скидки, которые варьируются в зависимости от количества поездок. И уж, конечно, никакой депутат финского парламента или сотрудник полиции не пользуется правом бесплатного проезда в автобусе или трамвае, поскольку этого права у него попросту нет.

Валерий Поташов
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

07.05.2024 15:43
ЛИЦА СТОЛИЦЫ
Карельским предпринимателям, готовым предложить свою продукцию на экспорт, есть куда обратиться за безвозмездной помощью — в региональный Центр поддержки экспорта.