Общественники и депутаты обсудят проблему несанкционированных свалок в Карелии и выработают пути решения.
16 декабря в Петрозаводске состоится круглый стол "Проблема несанкционированных свалок в Карелии: правовые и управленческие пути решения". Организатором этого события выступает карельское отделение общероссийской общественной организации "Деловая Россия". "Столица на Онего" выясняла подробности у лидера карельских "делороссов" Александра Калько.
- Александр Николаевич, о проблеме незаконных свалок не говорит в последнее время только ленивый. Свалками занимаются все – от Общероссийского народного фронта до экологических организаций. Теперь вот и "Деловая Россия" решила заняться. Почему вас заинтересовала эта тема?
- Члены "Деловой России" в Карелии – это, прежде всего, жители республики, а потом уже предприниматели и руководители предприятий. И нас, как и всех, волнует состояние экологии. Кроме того, одна из основных задач нашей организации – отстаивание интересов легального бизнеса, а значит – борьба с нелегальным. Дело в том, что незаконные свалки строительных и промышленных отходов – это многомиллионный криминальный бизнес. И борьба с ним, к сожалению, у нас в Карелии, пока не эффективна. Возможно, это так по независящим от региональных и местных властей причинам. Будем разбираться в этом на круглом столе.
- Кого вы намерены собрать за этот круглый стол для обсуждения этой насущной проблемы?
- Уточню – не только для обсуждения, но и для выработки конкретных предложений. Уже дали свое согласие на участие депутат Государственной Думы Валентина Пивненко, член Совета Федерации Игорь Зубарев, руководители Петрозаводска. Приглашены также представители правительства Карелии, руководители подразделений федеральных органов, руководители предприятий и организаций. В общем, те, кто реально заинтересован в решении проблемы и те, кто по долгу службы этим занимается.
- Вы сказали, что нелегальные свалки – масштабный криминальный бизнес. Расскажите, как он работает. Как говорится, явки, пароли…
- Я не вправе обвинять конкретных людей, на это есть соответствующие компетентные органы. Хотя и фамилии, и организации, занимающиеся этим незаконным бизнесом, хорошо известны в Карелии. Используются различные схемы. Например, берет какой-то "предприниматель" в кавычках участок земли в Петрозаводске в аренду. Якобы под строительство склада. И начинает свозить на этот участок строительный мусор. Месяца три свозит, аренду при этом не платит. Потом говорит мэрии – передумал строить склад, участок не нужен, аренду платить не могу. Договор аренды расторгают. А на участке уже десятиметровый слой строительных отходов. И мэрия теперь должна за деньги налогоплательщиков этот участок расчищать и вывозить мусор на полигон.
- И что, никто за это не отвечает?
- Мошенник либо утверждает, что это "до него" было. Либо платит штраф, и на этом всё заканчивается. Штрафы за организацию незаконных свалок у нас очень небольшие, а расходы муниципалитета после подобных "финтов" - в сотни раз больше.
- Есть ли еще какие–то примеры?
- Очень часто отходы со строек или сноса аварийного жилья свозятся просто в лес неподалёку. Или в поле. Эти так называемые "предприниматели" берутся за вывоз мусора у строительных компаний гораздо дешевле. Конечно, везти отходы в Орзегу, в Прионежский район, где находится легальный полигон, дороже, чем просто вывалить где попало. Бывают случаи, когда сама строительная компания прямо в нескольких метрах от построенных новеньких домов устраивает "кладбище" строительного мусора. Или прямо на месте стройки следующего нового дома. Присыпают землей или песком немного. А потом со спокойной совестью продают квартиры. И счастливые владельцы новых квартир ничего не подозревают. А ведь строительный мусор может быть очень опасным для здоровья.
- Но законодательство все же предусматривает какой-то контроль?
- Да, но явно недостаточный. Был случай, когда на принадлежащий моему предприятию участок свезли несколько десятков машин строительного мусора. Мы стали разбираться, жаловаться. Вышли в итоге на деятеля, который это сделал. Так у него даже талоны на официальную свалку были в наличии. На свалку, расположенную в Санкт-Петербурге. То ли он купил эти талоны, то ли подделал. Но никто ведь не проверяет. Есть у водителя талон – езжай. Ну кто, скажите, в здравом уме будет возить мусор из Петрозаводска в Санкт-Петербург? А талоны есть. В итоге, доказали мы, что он мусор к нам свозил. И его, конечно, наказали. Штраф выписали, аж три тысячи рублей. Точнее, два штрафа по полторы. И что ему и таким, как он эти три тысячи, когда этот грязный бизнес приносит миллионы.
- Контролирующие органы у нас ведь в наличии…
- В наличии. Но им зачастую проще бабушку на 18 тысяч оштрафовать, если она дерево у себя на участке спилит, чем за этими мусорными бандитами гоняться. А они – не бабушка, они подкованные, судиться будут. Поэтому наши контролеры стараются лишний раз не связываться. Кроме того, это и небезопасно иногда. Известен случай, когда машину Росприроднадзора во время проверки камнями закидали, водителя ранили.
- Кроме экологической, какие еще угрозы возникают в связи с незаконными свалками?
- Помимо экологии, это вопрос экономики. Выиграл, к примеру, недобросовестный предприниматель или фирма тендер на снос аварийного дома. И потом вывез всё, что от этого дома осталось, на арендуемый участок. Прямо здесь, в черте Петрозаводска. И так десятки раз. Потом участок обратно мэрии сдал. А там гора строительного мусора в 7 этажей высотой и площадью несколько сотен метров. В Тепличном, например, пять лет (!) мусор свозили. Вроде он дешевле предлагает дома сносить – экономия. А потом вывозить эту незаконную свалку кому? Правильно, мэрии. Вот и получается, что он конкурсы выигрывает потому, что дешево, а итоговые издержки для муниципалитета – в разы больше этой экономии. Самое противное, что иногда одни и те же лица сначала создают свалку и получают на этом прибыль, а потом за государственные деньги занимаются рекультивацией этой же свалки. Такой двойной бизнес получается.
- И как, по-вашему, бороться со всеми этими явлениями?
- На мой взгляд, необходимы изменения в правила проведения таких аукционов. Например, можно составить "черные списки", куда включать компании и физические лица, являющиеся учредителями, которые замечены в организации нелегальных свалок. И не допускать их к торгам. При этом у участника аукциона на снос аварийного жилья, например, должна быть специальная лицензия не только на утилизацию, но и на перевозку отходов. А строительный мусор – это отходы четвертой категории. Сейчас же участвуют и выигрывают фирмы, у которых таких лицензий нет. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность. Если штраф будет не три, а триста тысяч, они задумаются, прежде чем всё это вытворять. Кроме того, строительные компании должны нести более серьезную ответственность. Не должно быть так, что отгрузили мусор абы кому и забыли. Необходимо также дополнительно стимулировать контролирующие органы – как федеральные, так и республиканские. Речь идет и о возможном увеличении штатного состава, если это необходимо, и о создании системы мотивации сотрудников. Кроме того, на мой взгляд, целесообразно рассмотреть возможность создания дополнительных площадок для утилизации различных отходов. Кроме мусора ведь есть еще проблема строительных грунтов, коры.
- Многое из того, о чем вы сказали, регулируется федеральным законодательством…
- Да. Карельское региональное отделение "Деловой России" планирует сформулировать конкретные предложения по изменению федерального и регионального законодательства, направленному на исправление ситуации. И предстоящий 16 декабря круглый стол с участием заинтересованных компетентных лиц, безусловно, станет основной площадкой для разработки законодательных инициатив.
Беседовал Андрей Кузнецов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание