Далеко не уедут

Аналитика. Капитал
16:50, 27 Мая 2022
фото: © «Столица на Онего»

Транспортный профсоюз сообщил о проблемах троллейбусного парка в Петрозаводске, где люди отказываются работать за копейки.

Депутаты Петрозаводского городского совета на ближайшей сессии парламента обсудят вопрос о повышении стоимости проезда в городских троллейбусах до 30 рублей. Цена билета в электротранспорте не менялась в течение нескольких лет, а руководство «Городского транспорта» сообщало о бедственном положении троллейбусного парка. По оценке менеджмента, чтобы увеличить зарплаты водителей, нужно повысить цену на билеты. Непопулярное для горожан решение, вероятнее всего, будет поддержано депутатским корпусом. В таком случае давнюю кризисную ситуацию в троллейбусном парке попытаются сбалансировать за счет средств пассажиров.

Накануне грядущей сессии Петросовета в городской парламент обратился председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев. Лидер транспортного профсоюза описал печальное состояние троллейбусного парка, который традиционно нуждается в финансовой поддержке и теряет последние кадры. Текст обращения, адресованный спикеру горсовета Надежде Дрейзис, есть у «Столицы на Онего».

Труд за копейки

Сергей Соловьев заявил, что на предприятии в данный момент сложилась напряженная обстановка, вызванная проблемами с зарплатой. По его информации, в текущем году руководство не повышало зарплату сотрудникам, несмотря на внушительный рост цен. Причем некоторые работники парка не видели индексации с 2016 года. Увеличение часовых тарифных ставок на 15% было произведено только водителям троллейбусов на регулярных маршрутах. Судя по всему, этой категории работников увеличили довольствие, поскольку опасались еще большего кадрового бегства, после которого работать на линии было бы некому. Индексация зарплаты для сотрудников троллейбусного парка запланирована на июль.

Сейчас «Городской транспорт» испытывает острый дефицит водителей. Отсутствие рабочих рук оборачивается срывами в расписании движения троллейбусов и нарушением интервалов. Следствием этого, по оценке профсоюзов, становится спад пассажиропотока и, соответственно, прибыли. Кроме того, из-за кадрового дефицита водителей приходится привлекать к сверхурочной работе, что предполагает двойные выплаты, а это приводит к увеличению фонда оплаты труда предприятия. При этом сотрудники троллейбусного парка трудятся со значительными переработками на грани нарушения Трудового кодекса.

Кадровый кризис

На предприятии «Городской транспорт» не хотят работать люди. Профсоюз приводит статистику, демонстрирующую кадровое бегство. Так, в течение минувшего года по собственному желанию уволился 101 человек, из них 26 водителей троллейбусов, 26 кондукторов, 22 сотрудника депо. При этом в том же году были приняты в штат лишь три водителя.

«Главная причина увольнения — низкий уровень заработной платы, высокая степень износа подвижного состава и тяжелые условия труда», — говорится в сообщении профсоюза.

Сообщается, что на работу водителями были приняты 10 студентов, которые только на 40% заменят уволенных сотрудников.

Поиски специалистов на всевозможных площадках не приносят должного результата. «Вновь принятые работники, проработав определенное время, видя специфику работы и получив за нее заработную плату, простоя уходят», — говорится в обращении.

Лидер карельского транспортного профсоюза призывает в письме принять решение об индексации зарплаты работников предприятия «Городской транспорт».

Решение проблем за счет горожан

Фактически предприятие «Городской транспорт» на протяжении долгих лет пребывает в состоянии перманентного спада, из которого не может выбраться: увольняющиеся друг за другом водители управляют изношенными троллейбусами, которые ездят с огромными интервалами.

Так, в январе 2020 года лидер транспортного профсоюза Сергей Соловьев уже констатировал финансово-экономический кризис в троллейбусном парке. Он утверждал, что семьи многих сотрудников организации пребывают в нищете.

В ноябре 2021 года директор «Городского транспорта» Виктор Клещев сообщил, что некоторые троллейбусы не могут ходить в прежнем режиме из-за нехватки кадров. Таким образом, менеджмент официально подтвердил факт массовых увольнений водителей и кондукторов.

Наконец, в декабре минувшего года руководители троллейбусного парка окончательно убедились, что компенсировать неудачи «Городского транспорта» необходимо за счет тех, кто в нем ездит. Троллейбусный парк решил повысить стоимость своих услуг, увеличив цену билета с 25 до 30 рублей.

«Тариф не менялся с 2017 года. Цены постоянно растут на все. Тариф 25 рублей очень низкий. Надо его увеличить и это будет источник, который можно будет прямо направить на повышение зарплаты… Это должно быть не менее 5 тыс. рублей наличными и тогда она составит по третьему классу (квалификации водителей — прим. ред.) минимально 35 тыс. рублей в месяц. Есть второй и первый классы. Они будут получать больше», — пояснял тогда директор Клещев.

Стоит отметить, что горожане и так финансово вкладываются в существование «Городского транспорта», даже если не ездят на троллейбусах. В конце прошлого года сообщалось, что экономически обоснованный тариф на перевозку одного пассажира в троллейбусе составляет 43,16 рублей. Разница между этой суммой и стоимостью проезда — 25 рублями — компенсируется за счет бюджета, соответственно, за счет плательщиков налогов. 

В ноябре прошлого года менеджмент предприятия «Городской транспорт» утверждал, что повышение стоимости проезда с 25 до 30 рублей даст дополнительную прибыль в размере около 20 млн рублей в год.

В качестве аргумента в пользу повышения стоимости транспортных услуг власти выдвигают недавнее обновление парка троллейбусов. Дескать, ранее повышать цену было нельзя из-за сомнительного качества услуг, предоставляемых «Городским транспортом». Но после появления на линии новых машин этический вопрос якобы снят: пассажирам придется платить больше.

Стоимость проезда в петрозаводских троллейбусах может подорожать на пять рублей с первого июля. Также тарифная комиссия в мае рекомендовала утвердить экономически обоснованный тариф на разовую поездку в троллейбусе в размере 48 рублей 43 копеек. Разница между ним и реальной стоимостью проезда по-прежнему будет компенсироваться из городского бюджета.

Дальше ехать некуда

Лидер карельского транспортного профсоюза Сергей Соловьев заявил в беседе со «Столицей на Онего», что повышение цены на билет в троллейбусах — это прямой способ помочь сотрудникам «Городского транспорта».

«Сколько можно издеваться над людьми-то? Они не получают прожиточный минимум на себя, а семью вообще, чем кормить-то? На сегодня это (повышение цены на билет — ред.) — решение. И решение, я считаю, нормальное. Потому что ну дальше ехать некуда… Мы до чего доехали, дорулили, доуправляли. Куда дальше-то? Поэтому повышение даст провести индексацию заработной платы, ну и повысит заработную плату», — заявил Сергей Соловьев.

Александр Гнетнев

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.