Социологические исследования способны серьезно повлиять на ход избирательной кампании кандидатов на пост главы Карелии, утверждают специалисты.
В августе социологический институт Российской академии наук опубликовал исследование, как в Карелии накануне выборов главы региона, могут распределиться голоса избирателей и какая явка ожидается 10 сентября. Однако зачастую для неискушенного жителя республики данные, приведенные в статистике, так и остаются сухими цифрами. Немногие понимают, откуда они берутся, что означают и как могут повлиять на ход избирательной кампании кандидатов на пост руководителя Карелии.
В частности, социологи не исключают возможности второго тура на выборах главы, явку избирателей в первом туре прогнозируют на уровне 38%-42% от общего числа избирателей, а рейтинг узнаваемости врио главы Карелии Артура Парфенчикова оценивают в 56%.
Мы попросили прокомментировать прогнозы социологического института РАН кандидата психологических наук, представителя некоммерческого фонда "Новое измерение" Андрея Сухорукова, который уже почти 20 лет занимается вопросами социологии, в том числе во время предвыборных кампаний.
- Андрей Сергеевич, как стоит относится к тем прогнозам, которые приводят московские социологи?
- Те данные, которые опубликованы Социологическим институтом Российской академии наук, в общем, вызывают профессиональное доверие, там упомянут ряд объективных параметров исследованной ими выборки избирателей. И такая серьезная структура вряд ли будет рисковать своим имиджем. Вообще, достоверность социологических данных зависит от двух вещей. Первое – это как посчитали выборку, то есть, какие дали задания на сбор данных. Второе – как проконтролировали интервьюеров. Это принципиальный вопрос. После исследования нужен обзвон или объезд респондентов: "действительно ли у вас брали интервью?", "вам точно 28 лет, как указано в анкете?" и т.д. Если система контроля серьезная, она будет двух-, трехступенчатая. Надеюсь, так и было. В противном случае, мы гадаем на кофейной гуще.
- Как вообще проводятся подобные опросы?
- Первая задача – определиться, сколько опросить человек. Есть общее правило в социологии: рекомендуется опросить не менее 0,25% от числа интересующей нас группы, в данном случае, избирателей. В Карелии чуть более 533 тысяч избирателей. Опрошенная 1 тысяча человек – приемлемый порог. Но это не самое главное. Необходимо понять, в каких пропорциях делать опрос. То есть нужна пропорция мужчины-женщины, пропорция распределения по возрастам, пропорция по образованию, пропорция по проживанию в городеселе, а также учет результатов предыдущих голосований. Социолог садится, берет цифры социально-демографического положения на настоящее время и дает задание: опросить столько-то женщин и мужчин по возрастам, по образованию и по месту проживания. В Петрозаводске опрашивается столько-то человек, в Сегеже столько-то и так далее. Так появляются технические задания интервьюерам, плюс важно соблюдение правил опроса. После подведения итогов, если исследование было проведено при соблюдении всех профессиональных требований , на основе ответов 1 тысячи человек можно прогнозировать действия всех 533 тысяч избирателей.
- В таком случае, бывают ли ошибки при подобных опросах, и насколько может быть велика погрешность в исследованиях?
- Зависит от соблюдения условий. Но нормальной считается погрешность +- 2,5%.
- Что нам дают такие исследования, что они нам могут сказать?
- Очень многое. Кто сторонники кандидатов (к каким социальным группам относятся), каков социально-демографический потрет неопределившихся: где их больше, в городе или селе, женщин или мужчин, в каком возрасте. Каковы интересы и взгляды каждой из этих групп, и так далее. Исходя из этого, можно строить тактику избирательной кампании. Если среди тех, за голоса кого мы боремся, больше женщин, значит, нужно больше эмоционального воздействия. Если больше мужчин с высшим образованием, значит, нужно опираться на какие-то более концептуальные программы. Тут уже начинается наука и опыт проведения избирательной кампании. Социология – точная наука, с ее результатами надо много и вдумчиво работать. Она может много что подсказывать.
- Если социология предоставляет столько данных об избирателях, она должна быть востребована?
- В России социологические исследования не очень популярны. Есть такие сравнительные цифры: практически в любом политическом, рекламном или пиар-проекте на Западе 40% бюджета идет на исследования. Пока в деталях не будет ясна целевая аудитория, за которую идет борьба, можно попасть пальцем в небо. Действительно, семь раз отмеряют, один — режут.
В России несколько лет назад хорошей цифрой считались 5% бюджета на исследования. Роль социологии и в политических кампаниях, и в информационно-рекламных кампаниях у нас откровенно небольшая и недооцененная. Как в анекдоте, летаем по пачке "Беломора".
В Карелии подобные исследования проводят 5-6 организаций. Мы тут все друг друга знаем. Сейчас наши политики предпочитают заказывать исследования федеральным структурам, а те часто уже обращаются к нам.
- Субподряд?
- Частичный, на сбор данных.
- Обратимся к Карелии. Что говорят данные о текущей избирательной кампании и что нам стоит ожидать от выборов?
- По тем данным, которые уже есть в открытом доступе, 33% избирателей не определились, за кого голосовать. Но есть модели расчета, как будут голосовать неопределившиеся. Есть известное исследование немецкого социолога Ноэль-Норманн, которая доказала, что примерно 70% неопределившихся голосуют за потенциального победителя. Поэтому если мы сделаем пересчет, то вероятный рейтинг Парфенчикова на момент проведения опроса не 38%, как объявлено, а варьируется в районе 47%-49%. Тут я согласен с теми прогнозами, что второй тур вероятен. Хотя он зависит от явки. Вообще социологи в исследовании, о котором, мы говорим, должны были предложить прогноз, что при такой-то явке будет такой-то результат, при такой-то – такой результат. Вероятно, это закрытые данные, пока они только указывают, что для победы в первом туре действующему и.о. главы выгодна низкая явка избирателей.
- А какова, по-вашему, будет явка 10 сентября?
- С явкой ситуация следующая. Обычно кандидатам — действующим представителям власти - выгодна либо низкая явка, высокая. При средней явке больше преимуществ получают представители оппозиции.
В упомянутом исследовании указывается, что явка ожидается в районе 38%-42%. Многие эксперты говорят, что она будет ниже. Рискну предположить, что она будет все же выше, в районе 45-50% - это все же первые выборы губернатора Карелии после большого перерыва, репетиция президентских выборов, да и патриотические настроения в обществе весьма активно поддерживаются. И такой явки должно хватить для победы действующего губернатора в первом туре.
Подготовил Роман Баландин
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание