Фонд по содействию кредитованию малого и среднего предпринимательства РК (микрокредитная компания) 14 декабря заключил договор займа под номером 500.
Юбилейным заемщиком стала «Твоя типография», которая благодаря финансовой поддержке на льготных условиях расширила производственные площадки. Учредитель и директор типографии Тойво Лиукконен в интервью «Столице на Онего» рассказал о чистых выгодах кредитов по сниженным ставкам, тонкостях процедуры и особенностях типографского производства.
— Начнем с главного — с процентных ставок.
— Первый микрозаем в фонде мы получили в 2019 году — четыре миллиона рублей под 5,25% годовых. Второй — 700 тысяч под 3,75%, третий — пять миллионов под 6,5%, четвертый — полтора миллиона под 1,8% и пятый — снова пять миллионов, но уже под 5%. Для сравнения: любой коммерческий банк начинает разговор о кредите по ставкам от 10%. Поэтому разница налицо. К примеру, в случае полутора миллионов под 1,8% переплата за два года составила 28 тысяч рублей, в то время как под 10% она составила бы 161 тысячу. Или вот помещения — приобрели в ипотеку под 16,5% и в один год только одних процентов заплатили около двух миллионов.
— На что пошли деньги?
— На первый кредит мы приобрели оборудование или даже целый комплекс, способный печатать по ткани. Печатаем изображения или символику, к примеру, на флисовых пледах, затем обкраиваем и получаем готовое изделие. Второй кредит — на пополнение оборотных средств. Купили расходные материалы — краски, ткани, бумагу, а также швейные машинки. Они — не основные средства, стоят меньше ста тысяч рублей и на баланс не ставятся. Третий кредит — на покупку помещения под швейный цех. То есть речь зашла о расширении производства — благодаря приобретенному оборудованию, которое начало работать и приносить плоды. К тому же раз можно печатать по ткани, значит, можно шить футболки и майки с отпечатанными изображениями. Четвертый кредит — снова на пополнение оборотных средств и пятый — на помещение.
— Процедура получения кредита в фонде сложная?
— Пакет документов не маленький, но если сесть и заняться, то два дня и готово. Тем более что второй раз уже по накатанной. Что касается взаимодействия с сотрудниками фонда, то они идут навстречу, ведут разговор не терминами, а на нормальном человеческом языке. Объясняют, какие документы нужны и каких документов не хватает. Вообще, во всем помогают. Правда, на наш взгляд — взгляд предпринимателей, есть лишние документы. Например, согласие жены на получение кредита. Но, бывает, жены-мужья говорят, какой кредит, какое развитие. Поэтому здесь могут быть сложности.
— А что касается видов экономической деятельности (ОКВЭД), то здесь сложностей не возникло?
— Да, оборудование для печати по ткани идет по номенклатуре текстильных изделий, поэтому когда мы впервые пришли брать кредит, в фонде удивились. Мол, а при чем здесь типография? Но мы же печатаем, хоть и по ткани. Но добавить дополнительные ОКВЭДы пришлось. К слову, у типографии ОКВЭДов порядка тридцати. Потому что производство коробки — один ОКВЭД, печать полиграфии — другой, нанесение логотипа на авторучку — третий.
— А зачем брать кредит и нести расходы на процентные платежи?
— Первый пример. Для одного из цехов мы купили в кредит второй принтер, когда объемов печати одного принтера стало не хватать. Если раньше два оператора в две смены обслуживали одну машину, то теперь наоборот — один оператор обслуживает две машины и за ту же смену выдает больше продукции. Принтер куплен в кредит, но он начал приносить прибыль. Плюс экономия на заработной плате. Второй пример. В прошлом году мы в лизинг купили автомобиль «Лада Ларгус», который сейчас стоит дороже на 25%. К тому же в автосалоне машин нет — только под ожидание. Тем временем машина помогает доставлять продукцию, а мы не обращаемся в транспортные компании и не ждем курьеров. Рассчитались же мы за автомобиль в течение года с небольшим. Третий пример — с кредитом на расходные материалы.
Получив кредит, мы покупаем расходные материалы на полгода вперед и фиксируем себестоимость продукции. Дальше у всех цены растут, а у нас они зафиксированы и мы становимся более конкурентными. Четвертый пример — с цехом печати по ткани. Один аппарат стоил миллион рублей, второй миллион девятьсот, третий два миллиона двести тысяч. Получив кредит, мы начали работать сегодня, а не через год-два-три. В результате мы стали производить новые виды продукции и приобрели новых клиентов, а пустующие помещения превратились в цех. Одних только футболок в нынешнем году сшито больше двух с половиной тысяч, а масок с апреля прошлого года – 80 тысяч. Причем рекламу не даем — только время от времени делаем рассылку по базе клиентов. Один из аппаратов, купленный на кредитные деньги, окупил себя за полтора года. Кстати, первый кредит от фонда мы брали на три года, но рассчитались за полтора. Так что, досрочно гасить можно.
— Экономике какая польза?
— Такая, что часть продукции раньше заказывалась в других регионах, а теперь изготавливается здесь. Деньги не утекают из региона, создаются рабочие места, производятся новые виды продукции.
— Сколько человек работает в типографии?
— Штатных — 34 плюс-минус два. В сезон нанимаем дополнительных работников — до шести-семи человек. Со специальным образованием — швеи, бухгалтеры и половина дизайнеров. В основном же сотрудники учатся на месте. Профессии печатников в республике не учат. Могут учить в других регионах, но наша система образования не успевает за технологиями. Та же печать по ткани ни одному учебному заведению не знакома. В школах стали закупать станки с ЧПУ (числовым программным управлением — прим. ред.), но трудовики с такими станками в большинстве случаев работать не умеют. Поэтому проще и удобнее учиться на месте. Сейчас из Москвы приехал специалист, у которого три сотрудника проходят обучение. К слову, инженеров по обслуживанию типографской техники в Карелии практически нет. Еще примерно десять сотрудников пришли с других предприятий, в том числе из других регионов. Они с опытом, но не всегда работали именно на таких станках, которые стоят в нашей типографии.
— Каков ассортимент производимой продукции?
— От буклетов и календарей до адресных табличек и портретов по индивидуальным заказам. Печатаем на любых поверхностях — и на елочных шарах, и на пакетах, и на хоккейных шайбах, и на светоотражателях. Плюс спортивная одежда — кепки, шапки, шарфы, те же футболки и майки. Кстати, если раньше чаще были тысячные тиражи — например, на музыкальные фестивали, то теперь тренд на индивидуализацию.
— Заказчики — местные?
— География клиентов — от Испании и Швеции до Новосибирска и Камчатки. Но все же на другие регионы приходится не больше 10%. Хотя сказать сложно. Бывает, клиенты из Петрозаводска отправляют заказы по всей стране — цепочку иногда можем не отследить. Или бывает, что у местных заказчиков большая сеть по регионам и мы не знаем, что они используют здесь, а что в других городах.
Подробная информация о деятельности Фонда размещена на официальном сайте http://garfond.karelia.ru.
Адрес: гор. Петрозаводск, наб. Гюллинга, д. 11, оф.11, оф. 9
Предварительную консультацию можно получить по электронной почте: fsk.karelia@yandex.ru и тел. (814-2)67-20-51, +79210112065