Теперь уже совершенно неважно, кто обнаружил и решил репостнуть пару неосторожных фраз главы Карелии.
Пара неосторожных фраз, написанных руководителем региона Артуром Парфенчиковым в социальной сети и затем объяснённых "минутным эмоциональным срывом", предельно интересна в контексте протекающих изменений в медиа-производстве и медиа-потреблении.
За последние полтора года в республике сформировалась небольшая, но устойчивая группа внимательных читателей губернаторской страницы в ВК. Они обращают внимание на то, когда посты или комментарии готовятся и появляются усилиями помощников, отвечающих за сетевое присутствие, а когда сам обладатель аккаунта предпочитает общаться с аудиторией. Очевидно, что помощники не могут себе позволить выйти за пределы довольно чётко определённого регламента. А вот сам "автор" и "комментатор", конечно, не ограничен в своих высказываниях. По форме и по содержанию.
Именно на отличительных свойствах генерируемых им текстов, часть которых появляется в поздневечернее или ночное время и характеризуется стандартными стилевыми особенностями, присущими при наборе на смартфоне, акцентируют своё внимание лидеры общественного мнения. Часть из них прикрываются анонимностью, размещая свои ироничные пояснения и толкования, например, в так называемых "региональных политических телеграмм-каналах".
Здесь важным оказывается не столько разговор о том, как в обществе реализуется востребованный диалог с властью, а сколько понимание того, что само общество безвозвратно меняется. В этом ему противостоит архаичное государство с его одёргиванием, репрессивными практиками и противодействием любой самоорганизации. Но у общества, которое принципиально по-новому потребляет медиа-продукцию, есть чем ответить.
Теперь уже совершенно неважно, кто обнаружил и решил репостнуть пару неосторожных фраз. Проходит час и на заданную тему высказались с десяток телеграмм-каналов с суммарной аудиторией в пару сотен тысяч читателей. От "Кровавой барыни" (приписываемой Ксении Собчак) и "Постправды" (считающейся частью телеграм-холдинга исполкома "Единой России") до "Пула №3" (непосредственно связанного с заместителем руководителя администрации – пресс-секретарём Президента Российской Федерации). Ещё полчаса и "новость" заняла своё место в топе "Яндекса". А что из "карельского" там появлялось в недавнее время? Как показывает "Медиалогия", последний по времени топовый сюжет в сервисе индексируемых "Яндексом" новостей из республики был связан с августовским пожаром Успенской церкви в Кондопоге.
Еще десять лет назад иметь свой голос было привилегией, требовавшей как минимум лёгкого слога и постоянного доступа в Интернет (достаточно вспомнить острейшие политические "дебаты" в "Живом журнале"), а сейчас не надо быть продвинутым Интернет-пользователем, допустимо оставаться относительно грамотным человеком, у которого есть смартфон или компьютер, соцсети и все инструменты политической организации, которые есть и у других социальных групп.
И тогда эти "обычные люди" начинают себя последовательно осознавать. Они перестают считать себя солью земли, и это им больно; но они осознают себя как большинство – угнетённое неповоротливой государственной машиной, непонимаемое обнаглевшими чиновниками, силовиками и судьями. Они начинают вступать в переписку с кажущимися такими близкими региональными руководителями. Они формулируют свои проблемы на новом языке. Ведь с ними все обходятся совершенно несправедливо. А они могут претендовать на большее. Да, они отстаивают старые нормы, воспроизводя режим бесконечных просьб и жалоб, но сами уже являются носителями современных правил в том, как именно они артикулируют свои взгляды и пытаются защищать свои права.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание