Вуз карельской столицы заявил о приостановке обмена студентами с учебными заведениями, находящимися в странах, которые Россия признала недружественными.
ПетрГУ больше не отправляет студентов в «недружественные страны» и не принимает учащихся оттуда. Соответствующую информацию карельский вуз предоставил, отвечая на запрос «Столицы на Онего».
«Сейчас программы по обмену студентами с недружественными странами приостановлены, с другими странами — реализуются», — говорится в сообщении Петрозаводского университета.
Перечень недружественных России стран и территорий был утвержден в марте после начала СВО на территории Украины. В список вошли 48 государств, в том числе известных своим высоким уровнем развития науки и культуры. В перечне «недружественных стран» — все страны Евросоюза, а также США, Канада, Украина, Япония, Южная Корея и так далее. Соответственно, в «черном списке» находится и соседняя с Карелией Финляндия.
Для путешествий с целью получения образования студентам и сотрудникам ПетрГУ теперь открыты, в частности, Китай, Индия, Латинская Америка. «Студенты этих государств учатся у нас, а наши студенты учатся или проходят практику в этих дружественных странах», — заявили в карельском вузе.
Участие в международных проектах традиционно считалось существенным бонусом, на который ориентировались претенденты на места в главном вузе Карелии. В частности, ровно год назад в презентации ПетрГУ новой магистерской программы по методике обучения иностранным языкам в качестве дополнительных возможностей было указано, что магистранты смогут взаимодействовать с учебными заведениями США, Франции и Германии.
Прежде возможностью посещать недоступные ныне иностранные государства имели как преподаватели вуза, так и студенты. На официальном сайте университета можно найти новостные сообщения о визитах, к примеру, в Америку, Италию, Финляндию, Венгрию.
Бывшая студентка ПетрГУ, изучавшая в университете скандинавские языки, рассказала «Столице на Онего», что в марте сотрудничество с Россией прекратил Шведский институт, который прежде занимался популяризацией языка, в том числе организовывал конференции и курсы для студентов и преподавателей, а также предоставлял учебную литературу. По словам собеседницы издания, пожелавшей остаться анонимной, в прежние годы студенты, изучавшие скандинавскую культуру в ПетрГУ, могли за время обучения провести в Швеции семестр либо летние курсы.
«Строго говоря, Болонская система на это особо и не влияла. Я же училась ещё на специалитете. Тогда, в „нулевых“, в принципе, было много международных проектов, сотрудничества, обменов», — пояснила она.
Вузы России были исключены из Болонского образовательного процесса в апреле, поскольку Российский союз ректоров поддержал СВО на территории Украины. Суть Болонской системы заключалась в создании единого пространства образования. Подразумевалось, что это усилит мобильность студентов на международном уровне. Учащиеся получили возможность заниматься не только в своем университете, но и стажироваться в других европейских вузах.
На сегодняшний день Петрозаводский университет поддержал идею министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова о необходимости разрабатывать собственную систему высшего образования.
Карельский вуз обозначил ряд критических замечаний к обучению в рамках Болонской системы. В частности, ПетрГУ высказал претензии к разделению обучения на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). «Некоторые специальности освоить за 4 года просто невозможно», — обосновал свою претензию университет.
В ПетрГУ считают, что бакалаврам в итоге не хватало практических знаний. Дескать, стандартную «пятилетку» в рамках специалитета пришлось сжимать в четырехлетний цикл бакалавриата.
«С переходом на Болонскую систему многие студенты потеряли практическую часть подготовки. В пятилетней программе один из семестров на пятом курсе, как правило, был отдан на производственную практику, на взаимодействие с работодателем, поиск будущей работы по своему профилю. Пришлось пятилетнюю программу встраивать в четырехлетнюю. Это не всегда получалось», — заявили в ПетрГУ.
В Петрозаводском университете привели статистику, которая отражает непопулярность магистерских программ — их выбирают 15% студентов, остальные решают закончить с учебой уже после бакалавриата, а затем устраиваются на работу или покидают Карелию.
«Получение высшего образования в течение 4 лет, а именно уменьшение часов на практическую подготовку студентов — бакалавров, возможность поступления в магистратуру без профильного бакалаврского образования отрицательно сказывается на качестве подготовки, прежде всего по инженерным и педагогическим направлениям», — заявили в ПетрГУ.
Также карельский университет считает, что российские дипломы не всегда признавали в Европе. В настоящее время в «недружественных странах» могут возникнуть сложности с признанием дипломов магистров и степеней докторов из РФ, считают в ПетрГУ.
«Система признания дипломов, вне зависимости от Болонской системы, предполагала договоры стран друг с другом о взаимном признании документов об образовании. И в самом едином европейском образовательном пространстве далеко не всегда дипломы выпускников российских вузов признавались автоматически наравне с западными. Очевидно, нас ожидают изменения, связанные с процедурами нострификации дипломов в недружественных странах. Скорее всего, усложнится признание магистерских дипломов и докторских степеней», — пояснили в вузе.
В итоге Петрозаводский университет одобрил возможность возвращения к специалитету — пятилетнему циклу получения высшего образования. Сейчас в ПетрГУ такая форма обучения действует в Медицинском институте («лечебное дело», «фармация», «педиатрия»), а также в Институте лесных, горных и строительных наук («горное дело»).
«Возвращение к специалитету по ряду образовательных программ — правильное решение. Это и так планировалось. С 2024 года целый ряд направлений должны были перевести на пятилетнюю форму обучения. Соотношение бакалавриата и специалитета планировалось примерно 50/50. Сейчас этот процесс, скорее всего, будет ускорен», — заявили в ПетрГУ.
Университет полагает, что переход на подготовку педагогов в течение 5 лет, а инженеров — в течение 5,5 лет вернет вузам возможность более качественного обучения студентов путем увеличения часов на проектную и практическую деятельность. При этом, считают в ПетрГУ, на некоторых направлениях двухуровневую систему образования можно будет оставить, но с учетом обязательной магистратуры. В таком случае, предполагается, что студенты смогут выбрать магистерскую программу по своему желанию.
Ранее старший научный сотрудник Института экономики Карельского научного центра РАН Ольга Поташева заявляла, что ожидать скорой смены образовательных практик в стране не нужно по причине инертности системы, которой подчинены 724 российских вуза. Период перемен может занять от трех до пяти лет.
Также эксперт отмечала, что рано давать точные оценки результативности существования России в рамках Болонского процесса. По оценке ученого, инвестиции в образование проявляют себя через 15-20 лет.
Александр Гнетнев
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание