Кто круче, «Иное небо» или BON SILVER? «Столица на Онего» вспомнила молодость и поговорила о звездном настоящем с известным карельским музыкантом Виталием Хмельницким.
Когда автор этих строк был непростительно молод и полон иллюзий, довелось ему занимать чужое место за барабанами в коллективе под названием «АН-2». И даже сыграть пару концертов. В промежутке ребята сочиняли странные композиции и судорожно искали место для репетиций. Чтобы недорого и инструменты были.
Естественно, музыкантам сразу показали пальцем на пятую школу, что на Кукковке. Там, под крышей, куда нужно было подниматься по черной чугунной лестнице (а какой еще?) обитал хозяин вожделенной репетиционной точки Виталий Хмельницкий. Там безостановочно изо дня в день мучали его инструменты десятки петрозаводских коллективов, разной
степени трезвости и таланта.
- У меня переиграли вообще все, весь Петрозаводск и окрестности, - рассказал «Столице на Онего» Виталий Хмельницкий. - И знал я вообще всех, многие просто уже стерлись из памяти. Например, в начале 2000-ных
появилась крепкая такая грядка групп, играющих в стиле, скажем так, new-metal. Это X-Rays, Peanuts, Squash. «Посторонним В» была группа неплохая, такой модный русский рок. В стиле «Нашего радио». Была очень интересная группа «Диктатор Дубов», отличный коллектив Gexogenn. Там играли многие мои знакомые. Металлисты – Corruption, Valhalla. Были коллективы более классического рок-н-ролла - Route 66, 15 megatones. Ко мне постоянно приходило репетировать 20-30 групп. С кем-то я даже записывался, помогал на клавишах, гитарные партии, возился с аранжировками. Кого-то записывал, кого-то учил. И этим я был тогда увлечен, это было главным. Такой папа карельского рок-н-ролла.
Само собой, владелец музыкальной студии Хмель и сам был и остается музыкантом. В городе, где проживает половина населения Карелии, его чаще всего узнают по двум проектам.
Раньше это были залихватские песни группы BON SILVER (Wild Pussy Cat, Like A Gun, Rock Me Hard). Сейчас – философские композиции повзрослевшего Хмеля из «Иного неба»
(«Орбитами», «Одна весна», «Оттенки северных глаз»).
BON SILVER был весел, громок и нравился девушкам. Знатные парни с гитарами, да еще и поют по-английски! В общем, все было именно так, как описывал сам Хмель в 2008 году (сама группа приказала всем долго жить еще восьмью годами ранее):
«Фсё началось в далёком уже 1994-м... Был тогда такой проект «Дания»,
игравший весьма... хммм... специальную музычку. В числе прочих там
тусовались Виталий «Хмель» Хмельницкий (гитара), Егор «Гоша» Легейда
(бас), Максим Толмачёв (клавиши) и молодой-но-жутко-талантливый
Александр Рамус (гитара). И вот чёто захотелось парням взлабнуть
американьскаго рокаролу. И взлабнули они!!!»
«Взлабнули» мужчины так, что музыкальный Петрозаводск тех времен без BON SILVER описывать совершенно невозможно. Со «Столицей на Онего» Виталий разговаривал, к сожалению, не на этой смеси русско-албанского, а на чистейшем разговорном русском. Но получилось все равно интересно.
- Первый концерт у нас сразу был в Финляндии, - вспоминал Хмель. - Причем даже не концерт, а тур. В 1994 году. Мы только собрались, порепетировали где-то полгода, и узнали, что петрозаводская мэрия собирается провести некую акцию против наркотиков. Музыканты на поезде объедут пять финских городов, а потом – пять карельских. И должны участвовать по одной группе с каждой стороны. Мы отнесли в мэрию кассету
еще по тем временам, записанную где-то там на магнитофон. Победили в этом конкурсе и сразу же поехали в тур на этом агитпоезде с финской группой Topseli.
То самое яркое для всей современной России десятилетие оставило петрозаводским меломанам терабайты приятных воспоминаний. Помните, как рвали зал парни из X-RAYS со своей Song 2? (Где-то в углу клуба «Мотороллер» тогда еще плакали авторы из Blur).
Вторая половина 90-тых вообще подарила карельской столице музыку десятков команд. При этом яркие коллективы проявились практически во всех направлениях: black metal, industrial, панк, гранж, фолк, ска…
- Было интересно, у каждой команды было свое лицо, - отметил Виталий Хмельницкий. - Было много местных фестивалей – «Космодром», «Рокбридж», «Isthmus». В 90-тые все было гораздо легче, процветала своеобразная анархия, вольница. Мы могли, например, прийти и снять под концерт ДК «Машиностроитель», где тогда выступили четыре наши петрозаводские группы. Мы просто пришли и – бесплатно! – сняли зал. Сейчас попробуй, сними.
После пяти концертных программ и трех составов (по порядку – золотой, серебряный и бронзовый) BON SILVER прекратил ударное существование, а Хмель вплотную занялся процветанием своей репетиционной базы и участием в самых разных музыкальных проектах.
- Между самыми известными проектами - BON SILVER и «Иное небо» - достаточно большой временной промежуток, почти 20 лет. В это время я сочинял в стол, участвовал в коллективах, куда меня приглашали. Например, «Эндемики», Санкт-Петербург, куда меня позвал мой друг и одноклассник Александр Грошев. Аранжировки, запись, подыграть, подпеть. Только в прошлом и этом году я, наверное, раза четыре ездил в Питер, выступал с ним в клубах. В основном, конечно, занимался своей студией, - рассказал Виталий.
Хмельницкий для Петрозаводска фигура уникальная еще и потому, что он один из очень немногих музыкантов, которому удается зарабатывать на комфортную жизнь любимым делом, не впахивая «на дядю». Сначала деньги приносила студия, потом – частные уроки и такие же проекты.
- Очень давно была последняя постоянная работа, лет 25 назад. Потом только на себя. Например, когда-то обратился ко мне человек, его зовут Дэн Воеводов, лет 20 назад, он сочинял какую-то тяжелую музыку, хардкор. И захотелось ему свой старый материал «запечатлеть». Для истории. И мы с ним в моей квартире записали. Я запрограммировал все компьютерные барабаны, прописали гитары, бас, вокал. Недавно закончили альбом, восемь треков. Со стилем хеви-метал никогда не работал, было интересно. Очень даже получилось. Другой случай, ко мне обратилась группа «Одни из нас». Они записали акустический лайв-альбом на каком-то концерте, захотели, чтобы я свел, сделал удобоваримый продукт. Я сделал. Для одной из песен сочинил партию фортепьяно. Кто-то просто приносит песню под гитару и нужна аранжировка – бас-гитару, клавиши. Я это делаю. Кроме того, даю уроки, у меня много учеников. Гитара, бас-гитара, электрогитара, вокал. Укулеле.
В общем, знания в нашем музыкальном училище/колледже им. К. Э. Раутио дают основательные. Еще Виталий заслуженно пользуется вниманием примерно пяти поэтических сайтов, а в одном и вовсе - он вошел в двадцатку лучших из нескольких тысяч поэтов.
- Кроме того, я откладываю в копилку свою инструментальную музыку. Началось все с того, что меня попросили написать саундтрек для спектакля «Маленький принц». Я сочинил порядка 10 треков. И как-то этим увлекся, накопилось определенное количество инструментальной музыки. Мне
нравится сочинять музыку, скажем, саундтреки к несуществующим фильмам, спектаклям, - отметил Виталий.
И это понятно. 20 лет подряд музыкант Хмель не мог обходиться без сочинительства. В результате «в столе» накопилось достаточно материала, чтобы родился новый проект. Диаметрально противоположный тому, который в свое время прославил в нашем граде банду Хмельницкий/Легейда/Толмачев/Рамус/Поценковский. Короче, «Иное небо».
- Название «Иное небо» совсем не так однозначно, как его многие воспринимают, - отметил Виталий. - Если взять мои песни про космос, например, «Орбитами», прослушать текст, можно понять, что в ней просто про космонавтов. На самом деле я вкладывал туда совершенно иной смысл, это песня о людях, выброшенных на обочину жизни. Люди, которые чему-то
учились, к чему-то готовились, но в итоге оказались не нужны.
Все, ну, или почти все, разнообразие смыслов, которые автор заложил в название проекта, Хмель попробовал разъяснить в пресс-релизе группы.
«Так что же такое – Иное Небо? Небо – это то, что мы меньше всего замечаем (а тем более наблюдаем) в повседневной жизни. Ну разве что глянем мельком, не собирается ли дождь. А звездами вообще уже забыли, когда последний раз любовались. То есть небо для нас – это нечто весьма утилитарное; то, что наверху и откуда днем светло, а ночью темно. Но ведь есть еще грандиозное астрономическое небо, есть небо астрологическое, есть мистическое, есть сказочное.
В конце концов, есть огромное космическое небо фантастических романов, наполненное звездолетами и инопланетянами. С неба к нам приходят все погодные явления: дождь, снег, ветер, солнце. Смена дня и ночи, смена времен года, то есть весь ход времени нашей жизни. Все природные
катаклизмы (кроме разве что землетрясений) – ураганы, штормы, ливни, засуха – с неба. С небес спускались божества и по небу путешествовали герои легенд и мифов. На небесах в самых разных религиях мира находится рай. Ушедшим от нас мы желаем царствия небесного.
Вот поэтому мы и предлагаем слушателям посмотреть на небо и вспомнить о том, что оно может быть и иным – гораздо интереснее, богаче и разнообразнее, чем мы привыкли о нем думать (а вернее, не думать)».
Кстати, никогда не приставайте к Хмелю с вопросом, в каком стиле играет «Иное небо». Иначе можно нарваться на совершенно неожиданные определения этого самого стиля. Человек с подобным опытом всегда открыт новому.
- Я уже давно не определяю свой стиль, я считаю, что просто сочиняю песни. Их можно ранжировать, в принципе, в любом стиле, от хэви-метал до рэпа. Меня в последнее время просили несколько раз для пресс-релизов, для участия в концертах обозначить стиль, почему-то организаторам это очень
важно. Я долго думал и, в конце концов, назвал «мелодик-хард-поп».
За пять лет творчества «Иное небо» записало порядка 30 треков, дало несколько концертов и достигло такой степени просветления, что на некоторое время превратилось в сольный проект. На наше предложение анонсировать ближайшие концерты Хмель неожиданно ответил, что пока «Иное небо» - это только он.
- У «Иного неба» в данный момент и в очередной раз нет состава, я выступаю один. У меня полный «минус», все звучит с планшета, а я играю на акустической гитаре и пою, - рассказал Виталий Хмельницкий. - Понимаешь, есть группы с коллективным творчеством. Я никогда этим не занимался,
всегда сочиняю сам. Все, вплоть до аранжировок. Приношу готовую песню. Конечно, у музыкантов есть возможность внести что-то свое, но только, если это попадает в мою концепцию. У меня есть право вето. На данный момент я вообще в группе не нуждаюсь. Было уже несколько сольных концертов, и ничего. Я не заметил особой разницы.
Однако, несмотря на такую «авторитарную» точку зрения на коллектив(выражение самого Виталия), сейчас вновь предпринята попытка собрать новый состав. Например, проходят репетиции с гитаристом Андреем Егоровым (да, тем самым, из X-Rays).
В общем, следите за анонсами, дорогие петрозаводчане. Рок-н-ролл не умер, а просто, как объяснил всем нам Виталий Хмельницкий, занял свою нишу посреди многообразия современной музыки.
- Это совершенно нормальное явление. Топ стилей менялся всегда. Обрати внимание, в 60-тые годы это был бит. The Rolling Stones, The Animals и прочее. В 70-тые – хард-рок, Deep Purple, Led Zeppelin, Black Sabbath. Потом, к концу 70-тых, к началу 80-тых, панк стал главным музыкальным течением, весь хард-рок выбросили на помойку. Все время что-то над чем-то довлеет, побеждает. Гранж, например. После весь рок подкосила электронная музыка. А потом появился рэп. И это тоже временно. Пройдет время, и вместо рэпа появится еще что-то. Рок сейчас занимает такое место, которое в свое время занял джаз. В 30-40 годы был самым модным направлением, его победил рок, а джаз стал этакой классикой, достаточно элитарной музыкой, не для всех. Его слушают до сих пор, но достаточно ограниченное число людей. Рок сейчас превратился примерно в то же самое, занял свою нишу.
P.S. Кстати, после беседы с Виталием стало понятно, что выяснять, кто круче - «Иное небо» или BON SILVER, совершенно бессмысленно. Просто продолжаем любить музыку.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание