Культурологический анекдот может сделать изваяние первого губернатора Олонии еще более интересной достопримечательностью.
Очередные Державинские чтения прошли в столице Карелии 17 сентября. Это некий симбиоз научной конференции и фестиваля, проводящийся с 2000 года. Все, что касается Гаврилы Державина — его творчества и государственной деятельности — изучают в России до сих пор. По традиции мероприятие начинается с возложения цветов к памятнику первому начальнику Олонецкой губернии.
Монумент, изготовленный в 2003 году скульптором Вальтером Сойни и архитектором Эмилем Кулдавлетовым, стоит в глубине Губернаторского парка, и давно стал одной из городских достопримечательностей. Более того: к сожалению, это то немногое, что напоминает нам о трудовой деятельности Гаврилы Романовича в Петрозаводске, которая и заняла-то меньше года. Зато обросла легендами.
Читайте по теме: «Как олонецкий губернатор Державин с начальником ссорился».
Когда имя Державина начали возвращать Петрозаводску, его именем была названа улица, а на здании «Кареллеспрома» установили памятную доску, возвещающую о том, что на этом месте стоял дом, в котором жил Гаврила Романович. Он сгорел при отступлении советских войск в 1941 году.
И вот, в начале 2000-х появился полногабаритный памятник.
Когда Национальный архив Карелии опубликовал мини-отчет о прошедшем событии, в комментариях вдруг появился неожиданный вопрос: а чье лицо у памятника? Похоже, никому в голову не приходило сличать облик изваяния с портретами самого поэта.
Известно немало курьезов, связанных с внешностью тех или иных исторических личностей. К примеру, когда в 1942 году советское правительство учредило новую награду — орден Александра Невского — выяснилось, что прижизненных портретов русского князя не сохранилось, и как он выглядел, не знает никто. Тогда, как рассказывается на сайте Музея истории денег, архитектор Телятников поместил на этой награде портрет артиста Николая Черкасова в роли князя в фильме Сергея Эйзенштейна.
Другой известный конфуз произошел сравнительно недавно, в нынешнем веке. Портрет знаменитого исследователя Витуса Бергинга, тиражировавшийся по всему миру, оказался портретом его дяди — тоже Витуса Беринга, совершенно не похожего на путешественника.
Впрочем, и наличие прижизненных изображений героя не гарантирует точности в исполнении художественных произведений. Карельский революционер Петр Анохин, человек и типография, дни свои закончил в Чите. Облик его хорошо известен, в Петрозаводске бюст на перекрестке улицы его имени с проспектом Ленина полностью соответствует его фото.
Но в 1967 году в Чите открыли свой памятник красному герою. И только недавно местные краеведы поняли, что это кто угодно, только не Анохин.
Читайте по теме: «Куда исчезла могила революционера Петра Анохина».
Но что же с первым начальником Олонецкой губернии?
Гаврила Державин был придворным поэтом, и портреты его писали много и разнообразно. Вот несколько из них:
Портрет Державина, 1811 год. Холст, масло. Национальный музей А.С. Пушкина. Владимир Боровиковский
Портрет Гавриила Романовича Державина, 1795 год. Картон тонкий, масло. ГТГ. Владимир Боровиковский
Гавриил Романович Державин. Гравюра Александра Мюнстера с портрета неизвестного автора. Портретная галерея русских деятелей
Портрет Гаврилы Державина, 1790-е. Холст, масло. Эрмитаж
Авторство этого портрета до сих пор спорно.
Одни считают его работой Ивана Смирновского, другие – Владимира Боровиковского
А вот лицо Гаврилы Романовича с изваяния Вальтера Сойни. На взгляд обывателя — никакого сходства с картинами.
И тут неожиданно. На этом фото — Вальтер Сойни, автор монумента.
А рядом — бронзовый петрозаводский Державин.
Фото mnt.cattus2.ru, Максима Берштейна
А здесь творец и творение рядом.
Фото Татьяны Николюкиной / valtersoini.fi
Так что получается: петрозаводский Державин — это сам Вальтер Сойни?..
Чтобы проверить неожиданную теорию, мы связались с Вальтером Михайловичем, который много лет постоянно проживает в Финляндии. Хотя его работы Петрозаводску давно родные: Кукковский петух, фонтан в скверике на пр. Ленина перед поворотом на ул. Энгельса, «Икар» на здании «Карелиястата»… И, конечно, Державин.
Как признался нам мастер в эксклюзивном разговоре, материал для работы над памятником он собирал и в России, и в Финляндии.
Подробности мы расскажем после, а пока главное: чье лицо на памятнике?
Как поясняет Сойни, он изучил массу изображений Державина. Вместе с архитектором они решили создать некий собирательный образ, не отдавая предпочтения ни одному из портретов. Но, по его глубокому убеждению, художник всегда вносит в изображение часть себя. Наверное, так вышло и с его творением.
«Не знаю, наверное, мы и правда похожи, — смеется Вальтер. — Но это тоже странно: русский дворянин Державин — и финн Сойни…»
Так что к петрозаводским легендам добавилась еще одна: тайна лица Гаврилы Державина. Экскурсоводам на вооружение, туристам на интригу.
Автор: Максим Берштейн