Органы власти начали подготовку к президентским выборам в марте 2018 года.
Выборы президента России состоятся 18 марта 2018 года. Избирательная кампания официально стартует в период с 7 по 17 декабря. Уже сейчас об участии в ней заявили несколько кандидатов. Все они являются представителями политических сил, которые не относятся к категории так называемых "парламентских партий", а это значит, что уже на самом первом этапе кампании кандидатам придётся собрать 100.000 или 300.000 подписей.
Сбор 100.000 достоверных подписей с лимитом в 2.500 на один регион – вариант для выдвижения кандидата от одной из непарламентских партий, зарегистрированных в России (их более семидесяти). Более сложный вариант – самовыдвижение, при котором сначала политику придётся собрать инициативную группу численностью не менее 500 человек, обладающих активным избирательным правом. А далее сконцентрироваться на сборе и предъявлении не менее 300.000 подписей в поддержку своего выдвижения. Причём на один регион не должно приходиться более 7.500 подписей.
Кстати, по оценкам экспертов, уже на этом этапе кампании штабы кандидатов должны будут серьёзно потратиться. Сбор 100 тыс. подписей обойдется минимум в 100 миллионов рублей и, соответственно, сбор 300 тыс. подписей – это минимум 300 млн. рублей. Планируемые бюджеты каждого из кандидатов – от 1 миллиарда рублей.
Пока руководители кампаний договариваются с ключевыми корпоративными спонсорами и выстраивают сети профессиональных полевиков (в ряде регионов даже начата работа по развёртыванию групп доверенных лиц), федеральные органы власти по-своему готовятся к проведению мартовских выборов. Правительство РФ разработало проект постановления, в котором определило обязанности министерств и ведомств в ходе предвыборной кампании.
Как отмечается в пояснительной записке, проектом постановления установлены положения, определяющие направления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и учреждений с избирательными комиссиями различного уровня, осуществляющими подготовку и проведение выборов президента. В частности, проект касается вопросов содействия органов власти при составлении и уточнении списков избирателей, образовании избирательных участков, доставке избирательной документации. Особое внимание в документе обращается на обеспечение избирательных прав лиц с ограниченными возможностями, военнослужащих, содержащихся в СИЗО и т.д.
Из наиболее интересных моментов стоит выделить следующие.
Проект постановления предписывает МВД и Росгвардии обеспечить охрану общественного порядка и общественную безопасность в период подготовки и проведения выборов, "в том числе на безвозмездной основе охрану помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, по запросам избирательных комиссий – избирательных документов при их перевозке". При этом МВД и Росгвардия должны совместно с органами исполнительной власти субъектов федерации "обеспечить оснащение всех помещений для голосования стационарными металлодетекторами". – Очевидно, что данная мера является избыточной и, скорее всего, невыполнимой.
Министерство иностранных дел, согласно проекту постановления, должно будет по запросам ЦИК РФ оказывать содействие в получении сведений о наличии у кандидатов на должность президента гражданства иностранного государства либо вида на жительство в другой стране. – Вероятность, что данная процедура будет задействована теоретически и практически равна нулю. Все потенциальные кандидаты уж точно обеспокоились отсутствием подобных претензий.
Проектом постановления устанавливаются специальные положения, определяющие направления работы Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В частности, они связаны с обеспечением реализации в помещениях для голосования и в помещениях территориальных избирательных комиссий мероприятий по организации видеонаблюдения, трансляции изображения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и хранения соответствующих видеозаписей. – Данные положения направлены, конечно, на повышение прозрачности и демократичности электорального процесса.
Как известно, камеры видеонаблюдения являются дополнительным инструментом мониторинга и контроля и не могут заменить собой общественных наблюдателей на избирательных участках. Тем не менее, их использование открывает немалые возможности для последующего анализа избирательного процесса. Самое простое, что можно выявить с помощью видеозаписей – это дефект явки. Идея достаточно проста и заключается в том, чтобы пересчитать всех избирателей, опустивших бюллетень в урны, а потом сравнить с итоговым протоколом комиссии.
Сам процесс является довольно трудоёмким и при массовом исследовании требует привлечения большого числа волонтёров. К счастью, использование средств просмотра с функцией ускоренного воспроизведения значительно облегчает задачу. При этом, как известно, уже сейчас – в конце октября – российские наблюдательские организации начинают проведение волонтёрских тренингов по просмотру и проверке показателей явки. Для этого используются "бессмертные" видеоматериалы, полученные, например, с выборов депутатов Госдумы в 2016 году. Очевидно, что критически воспринимаемый видеоконтент помогает и в случаях установки фактов вбросов и активности "карусельщиков". В конечном счёте, именно так – посредством по-своему увлекательной и отчасти детективно-расследовательской работы – обеспечивается одна из форм защиты избирательных прав граждан.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание