Поехали: Петрозаводск запускает транспортную реформу

Аналитика. Тема недели
11:30, 13 Декабря 2022
фото: © Галина Соловьёва

Пилотный проект транспортной реформы начнется в столице Карелии с трех автобусных маршрутов.

«Чем запущеннее болезнь, тем сложнее ее лечить. Безусловно, транспортное сообщение Петрозаводска давно было притчей во языцех. Это одна из наших основных болезней, которую нужно лечить. Самая запущенная ситуация — с автобусами: несоблюдение графиков движения и маршрутов следования, низкое качество услуг», — констатировал в минувший понедельник, 12 декабря, на планерном совещании в петрозаводской мэрии глава города Владимир Любарский.

На планерке горожанам была впервые представлена транспортную реформа, которую планируют запустить в 2023 году. Какие проблемы данная реформа вылечит в первую очередь? Чего и кого она коснется? И когда петрозаводчане перестанут бояться не добраться вовремя до места назначения на старых автобусах? На эти и другие вопросы ответили на планерке в мэрии.


фото: © Администрация Петрозаводска

На перевозчиков найдут управу


Заместитель главы Петрозаводска, председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова не скрывает, что общественный транспорт сегодня ненадежный. В городе не соблюдается расписание и маршруты движения, подвижной состав изношенный и неэстетичный, водители допускают некорректное поведение. И несмотря на все это, стоимость проезда регулярно повышается. Но повлиять на это городские власти не могут. Заммэра напомнила, что все автобусные перевозки осуществляются по нерегулируемому тарифу. Тариф Петросовет может установить только для муниципального троллейбусного управления. Так что у города нет контрактных отношений ни с одной из девяти частных компаний, обслуживающих Петрозаводск, и, как следствие, нет никаких инструментов влияния. В результате повлиять на стоимость проезда в маршрутных автобусах, согласовывать с перевозчиками его повышение администрация не в праве.

И, как уже анонсировали маршрутчики, горожан скоро ждет «подарок» к Новому году. На прошлой неделе в мэрию поступили обращения от шести перевозчиков о повышении стоимости проезда до 48 и 50 рублей.


фото: © «Столица на Онего»

Создать муниципальное предприятие, которое могло бы взять на себя автобусные перевозки, городу сегодня не по силам. Ведь затраты только на закупку подвижного состава для МУП, по предварительным оценкам, составят около 1,5 млрд рублей. Единственный вариант решения проблемы, считают в мэрии, — переход всех перевозок общественным транспортом на регулируемый тариф и заключение контрактов на эту работу. Это и стало основой транспортной реформы Петрозаводска. Только так, через контрактные отношения, власти города смогут потребовать от перевозчиков соответствующее качество и необходимое количество автобусов, жесткое соблюдение расписания и маршрутов движения. А водители, работающие на маршрутах, должны быть не только профессионалами своего дела, но и иметь достойный внешний вид — носить форменную одежду. Нарушения условий контракта перевозчикам будут грозить штрафными санкциями.

«Нарушил график движения — штраф, второй раз — еще больший штраф, третий раз — расторжение контракта. Правда жизни такова, что в нашем инструментарии должно присутствовать не убеждение, а принуждение», — считает глава Петрозаводска Владимир Любарский.

Новые маршруты


Первым этапом транспортной реформы в городе стало формирование оптимальной маршрутной сети общественного транспорта.  Председатель комитета ЖКХ Юлия Мизинкова напомнила, что с конца 2021 года подведомственное федеральному Минтрансу учреждение «РосДорНИИ» занималось разработкой комплексной схемы организации транспорта в Петрозаводске и экономической модели. В результате была создана карта новых маршрутов, которая подготовлена с использованием метода математического моделирования. Предлагаемая искусственным интеллектом маршрутная сеть изменилась примерно на 40 процентов.


фото: © Администрация Петрозаводска

Так, разработанная «РосДорНИИ» транспортная сеть предполагает возобновление троллейбусного маршрута «Корабелов — Хейкконена» через Кукковку, Центр и Перевалку, и запуск нового троллейбусного маршрута «Заводская — Чистая» через проспект Александра Невского, площадь Кирова, набережную Варкауса и промышленную зону на Заводской.

Кроме того, планируется продление автобусного маршрута № 21 до проезда Дорожников по Шуйскому шоссе, что позволит без лишних пересадок добраться до Ветеринарной клиники и садового центра. Предполагается продлить маршрут № 14 до улицы Чистой и сделать заезд автобуса № 5 на Родниковый проезд в Сайнаволок. Автобус № 2, согласно новой схеме маршрутов, будет начинать свой путь из Университетского городка. Изменения ждут и маршрут № 19, который будет следовать через Республиканскую больницу и в прямом, и в обратном направлении. Маршрут № 27 соединит район Южной Кукковки через проспекты Александра Невского, Ленина и Первомайский с Соломенным. И новая конечная появится у маршрута № 29 — на улице Энтузиастов.

Дорогие приоритеты


Городские власти готовы приступить к реализации пилотного проекта транспортной реформы уже в 2023 году. Начнет администрация с малого: во втором квартале следующего года планируется организовать переход на регулируемый тариф и заключение первых брутто-контрактов (когда перевозчик получает оплату работ по контакту, а вся выручка от реализации билетов перечисляется в бюджет заказчика) на маршрутах автобусов № 5, № 14 и № 29.


фото: © «Столица на Онего»

«Чем обусловлен выбор? Все эти маршруты обеспечивают транспортное сообщение с самыми отдаленными районами города Птицефабрика, Сулажгорский кирпичный завод и Соломенное, куда даже на такси часто не добраться. На всех маршрутах планируется новый подвижной состав: на 5 и 29 — среднего класса, а на 14-м маршруте автобусами большого класса. Помимо этого, условиями контракта планируется предусмотреть требования к профессиональным качествам водительского состава, наличию форменной одежды, обеспечению санитарного состояния транспортных средств и других. Конкурсные процедуры по определению перевозчика планируется провести уже в январе 2023 года», — рассказала Юлия Мизинкова.

Город сможет реформировать работу на трех этих маршрутах благодаря поддержке правительства Карелии, которое выделило на эти цели 330 млн рублей. Но чтобы запустить транспортную реформу во всем городе, потребуется 1,4 млрд рублей.

«На основании разработанной маршрутной сети и с учетом 100% обновления подвижного состава на условиях лизинга „РосДорНИИ“ сделан расчет начальной максимальной цены контракта на 2023 год по брутто-модели. Получилось без малого 2,2 миллиарда рублей. Прогнозная выручка от реализации билетной продукции оценивается в 800 миллионов рублей. То есть для реализации транспортной реформы в 2023 году в бюджете должна быть предусмотрена сумма в размере 1,4 млрд рублей», — сообщила заммэра Петрозаводска.


© Анна Иванцова / «Вечерняя Москва»

Владимир Любарский не скрывает, таких денег нет на реформу ни в городской, ни в республиканской казне.

«Чтобы в Петрозаводске сделать идеальными пассажирские перевозки, нужны большие финансовые вложения. Чем больше денег из городского бюджета потратим, тем идеальнее будут автобусы, тем меньше будет стоимость проезда, тем веселее и улыбчивее будут водители. Но у нас таких возможностей на сегодняшний день нет. Мы должны спокойно расставить приоритеты, реформировать транспортное сообщение будем постепенно, исходя из тех возможностей, которыми располагаем», — сказал глава города.

Чудес не бывает


Петрозаводчане должны быть готовы к повышению стоимости проезда в троллейбусах, которые в новой маршрутной сети находятся в приоритете. Экономически обоснованный тариф при нынешних ценах на электроэнергию и запчасти, зарплатах водителей и кондукторов составляет 52,25 рублей. «Городской транспорт» предлагает увеличить стоимость проезда до 38 рублей.


фото: © takt-tv.r

«При сохранении действующих тарифов в 30 рублей на разовый проезд и 400 рублей за проездной билет, общий объем субсидии из бюджета составит 178 млн рублей. К сожалению, предусмотреть такой объем финансирования в городском бюджете не представляется возможным», — отметила на планерке Юлия Мизинкова.

При этом заммэра уверена в будущем муниципального предприятия. Модернизация троллейбусного парка, где благодаря помощи правительства республики появился 21 новый «рогатый». Минтранспорта РФ одобрило заявку Петрозаводска на приобретение на условиях льготного лизинга еще 27 троллейбусов в 2024 году.

«Обновленный троллейбусный парк и переход на контрактную систему по брутто-модели, безусловно, станет импульсом развития муниципального предприятия», — считает Юлия Мизинкова.

Ждать быстрых изменений от реформы горожанам не стоит. Глава Петрозаводска призывает всех быть реалистами.


фото: © Администрация Петрозаводска

«Сколько есть в нашем кошельке, столько мы и сможем истратить. Мы получаем поддержку из республиканского бюджета. Но нужно понимать, что карман республики не может быть бездонным. Так что рассчитывать нужно на свои силы. Но уверен, ключевые вопросы по общественному транспорту решим в 2023 году. При наличии средств в 2024 году мы будем готовы запустить реформу и на других маршрутах. Транспортная реформа глобальная. На ее реализацию уйдут годы. Главное — начать. А мы готовы к этому старту», — сказал Владимир Любарский.

Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей

Кинотетрис

15.11.2024 14:45
Кинотетрис
Анимационный фильм прекрасно подойдет для семейного просмотра.

Чтиво

05.11.2024 11:26
Без политики
Татьяна Колехмайнен работает в «Кареллестрансе» всего третий год, но уже с должности сменного диспетчера выросла до старшего техника.