В Карелии возникла идея пересмотра социальной помощи гражданам, которые злоупотребляют статусом безработного для получения различных льгот.
На последнем перед Новым годом заседании коллегии Управления труда и занятости обсуждался вопрос о «подготовке инициатив для федеральных органов власти, которые позволят дифференцировать соцподдержку граждан, не заинтересованных в трудоустройстве». Такая формулировка содержится в официальном пресс-релизе Управления.
Что может подразумевать такая «дифференциация», и каких категорий граждан она коснется, разъяснений пока нет. Но можно предположить, что смысл идеи заключается в том, чтобы выявлять граждан, которые пытаются обманом получать льготы, пользуясь статусом безработного.
Согласно действующему законодательству, после постановки на учет безработному начисляется пособие. В зависимости от определенных условий, его могут платить в течение трех или шести месяцев, а людям предпенсионного возраста — до 12 месяцев. За это время человек должен найти работу. Ему помогают в Центре занятости — предлагают вакансии.
По мнению Управления труда и занятости Карелии, возможностей для трудоустройства сейчас достаточно. Численность безработных в республике вдвое меньше количества вакансий. Правда, работодателей может не устраивать квалификация тех людей, которые состоят на учете в службах занятости. На предприятиях есть вакансии, но среди безработных нет людей, соответствующих всем требованиям. Отчасти этот дисбаланс преодолевается за счет переподготовки по востребованным профессиям, но полностью не решает проблему. С другой стороны, сами безработные отказываются от предложенных вариантов по разным причинам, в том числе из-за низкой зарплаты.
Так или иначе, после истечения установленного срока, если человек дважды отказался от предложенных ему вариантов трудоустройства, выплата пособия по безработице приостанавливается.
Но это не значит, что он лишается статуса безработного.
Если человек добровольно не снимается с учета, вовремя является на перерегистрацию и соблюдает все условия, то просто так снять его с учета нельзя. Многие этим пользуются и продолжают числиться в службе занятости. Вот к ним то и возникают вопросы. Во-первых, на какие средства они живут? Возможно, кто-то трудоустроился без оформления, работает нелегально. Это уже повод присмотреться повнимательнее к таким безработным. Есть и те, кто имеют вполне законные источники дохода — например, их содержат мама с папой, а, может, они живут на деньги мужа или жены. Это ненаказуемо, они вправе пользоваться такими возможностями. Но зачем им статус безработного?
Эти люди регулярно берут в службах занятости справки, подтверждающие, что они состоят на учете. Такие справки требуются органам социальной защиты и другим организациям, которые принимают решения о предоставлении различных льгот. Например, о скидках по квартплате, детских пособиях, бесплатном школьном питании и многих других. Начисление льгот, как правило, зависит от размера дохода получателя. Он не должен превышать определенного уровня. Справка об учете в качестве безработного подтверждает, что у человека вообще нет никакого дохода, а, значит, он может претендовать на социальную помощь. Кроме того, такая справка может пригодиться тем, кто не хочет платить алименты. За злостное уклонение от уплаты алиментов, можно угодить за решетку, а с безработного спрос небольшой.
Возможно, именно такую категорию безработных могут затронуть ограничения в предоставлении мер социальной поддержки. Как это должно выглядеть на практике, никаких предложений, даже предварительных, нет. Можно лишь предположить, что данные о безработных будут направляться в организации, от которых зависят те или иные льготы. А там уже будут решать, что с ними делать.
Вместе с тем, невозможно просто взять и лишить людей социальных пособий, на которые они имеют право по закону. Потребуются изменения в законодательстве. Причем, на федеральном уровне. Каждый вид социальной помощи установлен определенным нормативным актом. Там указано, когда и в каких случаях назначаются льготы, и на каком основании их действие прекращается. Соответственно, чтобы ввести какие-то ограничения, должны быть внесены поправки в каждый из таких нормативных актов.
При подготовке поправок надо будет законодательно установить критерии, кто из безработных действительно находится в трудной жизненной ситуации и имеет право на социальную помощь, а кто — лишь «притворяется» и злоупотребляет статусом безработного, чтобы получить те или иные льготы.
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание