Учитель английского языка школы № 1 Питкяранты, который не смог попасть в число лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021», — о подготовке к состязанию и поддержке, которой у лучших учителей республики нет.
В минувшую среду, 29 сентября, в Ростове-на-Дону на площадке лицея № 11 прошел, как отметили члены жюри, судный день: были объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2021». Из 85-ти участников состязания после трех испытаний во второй тур попали 15 счастливчиков. Победителя конкурса «Учитель года Карелии – 2021» Александра Якушева среди них не оказалось. Теперь учитель английского языка их школы №1 Питкяранты продолжит следить за борьбой коллег за звание лучшего педагога уже как зритель.
Прошедшим во второй тур предстоит пройти испытания «Классный час» и «Мастер-класс», по итогам которых 3 октября в Ростове-на-Дону станет известна пятерка призеров. Победитель же будет определен в Москве, где пройдет конкурсное испытания «Пресс-конференция «Вопрос учителю года». Имя лучшего учителя объявят во время торжественного концерта в Государственном Кремлевском дворце 10 октября.
Почему же Карелия в очередной раз осталась без Большого хрустального пеликана – главного приза конкурса «Учитель года России»? Как оценивает свое выступление Александр Якушев, который после окончания Карельского государственного педагогического университета вернулся в родную школу №1 в Питкяранте и на днях отметит 20-летний юбилей своей трудовой деятельности? С какими проблемами сегодня сталкиваются педагоги? Александр Якушев дал эксклюзивное интервью «Столице на Онего» сразу после оглашения результатов первого тура всероссийского конкурса.
— Александр, члены жюри, представляя всех конкурсантов на церемонии объявления лауреатов, вспомнили о вашем открытом уроке. Они восприняли ракету, собранную из парт, за которыми сидели ваши ученики, как угрозу. Это, конечно, шутка. Конкуренция у Вас, в частности, учителей английского языка, была большая. Но если говорить серьезно, какие ошибки не дали пройти во второй тур конкурса?
— Это нужно у членов жюри спросить. Мне кажется, я сделал все, что от меня зависело. Было три конкурса. Это медиовизитка, которую мы снимали и отправляли для дистанционного оценивания. Это методическая мастерская, где мы рассказывали о своем педагогическом опыте, методической концепции. Главное то, что, о чем я говорил, потом показал на уроке: использовал большую часть приемов и техник. Но, видимо, чего-то не хватило.
Конкуренция была действительно большой. Всего в конкурсе участвовало 14 учителей иностранного языка, в каждой из семи групп конкурсантов со своим жюри было минимум по двое моих коллег. Возможно, где-то жюри было более строгим, кому-то была важна прежде всего коммуникация, кому-то – спокойный темперамент. У каждого своего предпочтения. Но у меня никаких претензий к жюри нет. Все справедливо. А на конкурсе я был самим собой.
— Результаты первого тура только-только огласили. Какие эмоции испытываете? Злитесь, сожалеете о чем-то?
— Эмоций очень много. Нужно все это пережить. По сути завершение первого этапа конкурса – это кульминация. Говорят, что самое волнительное, когда объявляется «пятнашка». Когда называют финалистов, люди уже так сильно не переживают.
Я нисколько ни о чем не жалею. Сейчас, после церемонии объявления лауреатов конкурса, камень с души свалился. Есть определенное внутреннее опустошение. Конечно, хотелось бы посоревноваться дальше – как минимум попасть в «пятнашку». Карелия, если не ошибаюсь, за 32 года существования конкурса всего два раза выходила в финал. Если бы я стал лауреатом, это было бы большим достижением. Но в этом году не получилось. Надеюсь, в следующем году участник от нашей республики проявит себя. А я за это время стал лучше вчерашнего себя. И это самое главное.
— В октябре исполнится ровно 20 лет, как Вы работаете в школе учителем английского языка. Но в конкурсе педагогического мастерства принимаете участие впервые. Почему раньше не заявлялись?
— В одно время мне никто и не предлагал участвовать в конкурсе, в другое - я не был внутренне готов. У меня огромная нагрузка в школах. В школе №1 работаю 20 лет, пять из которых я по совместительству преподаю в школе №2. Это вынужденная мера. В районе не хватает учителей английского языка. Нехватка кадров – это проблема №1. Сейчас нагрузки поменьше, поскольку нет классного руководства. А когда я был классным руководителем, не мог оставлять детей на долгое время. А конкурс требует много времени и сил. Но в этом году я собрался, решился и дошел хоть и не до финала, но достаточно далеко. Я всем доволен. Это опыт.
— Ваши коллеги с Кузбасса поделились, что приехали на конкурс вдвоем – конкурсант и его сопровождающий, победитель прошлогоднего конкурса. Их поездку полностью оплатил регион. А есть педагоги, которые приехали на состязание за свой счет. Региональное министерство образования не нашло возможности выделить средства на поездку своего лучшего учителя в Ростов. А Вам помогли власти республики?
— Я приехал в Ростов-на-Дону за счет средств, которые были выделены министерством образования Карелии. Мой сопровождающий – моя супруга – приехала за свой счет. Мы оплатили и дорогу, и проживание. Здесь сопровождающих обеспечили только питанием и экскурсионной программой.
К сожалению, у Карелии уже много лет нет денег на сопровождающих. Мне нужна была моральная поддержка, бытовая помощь. Супруга знает меня, как никто другой. Поэтому я принял решение поехать с женой. Хоть и за свой счет.
— Для Вас конкурс уже закончился, или Вы ждете от мероприятия что-то еще?
— Конкурсные испытания для меня закончились, но не работа в рамках конкурса. Дальше будут круглые столы в Ростове, в Москве с представителями органов власти. Мы сможем высказать свои предложения, озвучить проблемы, которые есть в регионах. Считаю, что не должно быть такой отчетности, которую сегодня ведут учителя. Для педагогов Питкяранского района остро стоит вопрос отсутствия поддержки методической службы. В Питкяранте такой службы просто нет, ближайшая находится в Сортавале. И, возможно, отсутствие помощи методиста мне и не дало пройти дальше в конкурсе. Для того, чтобы грамотно выстроить и урок, и мастерскую, все рассчитать до последней детали.
Знаю, что некоторые участники приехали с большими командами, в составе которых были психологи, специалисты по технике речи, методисты, разбирающие урок по крупицам. К сожалению, такой поддержки в Карелии нет. Не знаю, по каким причинам. Возможно, из-за отсутствия финансирования. У нас нет команды, которая готовила бы конкурсантов. Разговаривал с коллегами из Татарстана, Астрахани, там ситуация иная. Как только педагог побеждает в регионе, сразу целая команда специалистов начинает с ним работать. К сожалению, большую часть своей подготовки я вел сам. Поэтому трудно бороться с целыми командами. Один в поле не воин. Есть, конечно, случаи, когда одиночки выходили в финал. Но это скорее исключение из правил.
— А как донская земля встретила? Все ли устроило в организации конкурса?
— Что касается гостеприимства Ростова, то здесь все на высшем уровне. Все площадки города, на котором проходили конкурсные испытания, просто шикарны. В лицее №11, где мы проводили уроки, на первом этаже встречает робот, а аудитории оснащены современной техникой.
Мы были в историческом парке «Россия – моя история» - музее, где нет вещей, экспонатов, которые можно взять и потрогать. Это интерактивный музей, где прикасаешься к истории через интернет-технологии. Нам была предоставлена сцена Музыкального театра, где проходила церемония открытия конкурса. Здесь нам показали спектакль. Были различные экскурсии по музеям, прогулка на теплоходе по реке Дон. Мы встречались с представителями профсоюзов и «Учительской газеты», впереди - с министром просвещения Сергеем Кравцовым.
На донской земле я познакомился с интересными людьми. Посмотрел на других, показал себя. Радовало, когда говоришь, что ты из Карелии, люди приходят в восторг: «Вау, там так красиво!» Заваливали вопросами о природе, белых ночах, достопримечательностях, рыбалке и грибах. Ощущение такое, что Карелия – это особое место, которое всем хотелось бы посетить.
— Возвращаясь к конкурсу, напомню, что президент России заявил, что такое мероприятие должно проходить как шоу. Как Вы к этому относитесь?
— Мы живем в мире, где людям нужны зрелища. И такое шоу действительно готовится. Со следующего года на одном из федеральных каналов будет специальная программа, посвященная конкурсу. Мы, участники конкурса 21 года, назначены ответственными за название этой передачи. В ближайшее время представим свои идеи. Подразумевается, что с помощью телепрограммы мы сможем отследить путь учителя с муниципального до федерального этапа.
По моему мнению, это не должен быть «Форт Боярд». Все-таки мы учителя. Важно не переборщить со зрелищами. Иначе конкурс педагогического мастерства превратится в пародию.
Наталья Соколова
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание