Уполномоченный по правам человека в Карелии Александр Шарапов рассказал о самых острых ситуациях, которые потребовали его вмешательства.
Текст выступления уполномоченного по правам человека Александра Шарапова на совместном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека и Совета при главе республики породил дискуссию в региональных СМИ. В докладе Шарапов подробно останавливается на тех событиях и явлениях, которые существенно влияют на ситуацию с правами и свободами человека в Карелии. Это и хроническая безработица с бедностью, и "вирус коррупции", и "зависимая" судебная система, и главная проблема – "дефицит доверия, разрыв между обществом и властью".
Мы попросили уполномоченного расшифровать некоторые позиции выступления, а также озвучить личную точку зрения по ряду других вопросов. При этом он сразу попросил "не вторгаться в политическую плоскость".
"Нам и без этого проблем достаточно. Есть правомочия, полномочия и требования закона, которые мы пытаемся строго соблюдать", - сказал Александр Шарапов.
- Александр Сергеевич, в своем выступлении вы говорите о конфликтах между обществом и властью, в частности, о жалобах на систему ЖКХ, принудительном переселении в некачественные новостройки, вспоминаете ситуацию с "Зимней гостиницей" на Валааме, экологические конфликты. Доклад всколыхнул медиа-сферу, но многое осталось "за кадром". Как, по-вашему, можно решить столь сложные вопросы?
- Я исхожу из сложившейся ситуации только в области прав и свобод человека. На прошедшем заседании я не открыл ничего нового, а лишь озвучил то, о чем не принято было говорить публично. Достаточно сказать, что ежегодно в адрес федеральных органов власти поступает несколько тысяч жалоб на нарушения прав и свобод жителей республики. Это ли не свидетельство того, что некоторые представители органов власти и местного самоуправления не смогли защитить права заявителей надлежащим образом? Думаю, нам не хватит и суток, чтобы только обозначить все проблемные темы и факты, с которыми к нам обращались граждане.
В составе рабочих групп мне доводилось бывать и на Валааме, и в Сунском бору, и на других территориях и объектах, откуда приходили жалобы, где мы встречались и общались с жителями и конкретными заявителями по их обращениям.
Что касается "Зимней гостиницы", то нами по результатам проведенных проверок были подготовлены и опубликованы в СМИ два объективных заключения, составленные независимыми специалистами из числа представителей общественного экспертного совета при уполномоченном по правам человека в Карелии. В этих документах содержится информация, свидетельствующая о нарушениях прав жителей гостиницы, которые были допущены еще при оформлении необходимых документов на стадии передачи гостиницы из государственной собственности в собственность монастыря. Более того, впоследствии было установлено, что происходили необъяснимые события, когда людей принудительно обязывали переселиться не в дом, а в "приспособленное помещение" в Сортавале. Вместо надлежащего реагирования на допущенные нарушения к нам стали поступать из компетентных органов банальные отписки. Вместе с тем мы продолжаем оказывать содействие в защите прав всем заявителям и по настоящее время.
В конфликте по Сунскому бору, по нашему мнению, не виновны ни жители, ни бизнесмены, так как в свое время чиновники внесли в основополагающие документы недостоверные сведения и не исполнили в точном соответствии нормы действующего законодательства. Мы выезжали на место, общались с представителями обеих сторон конфликта, разговаривали с жителями, изучали ситуацию. И пришли к выводу, что корни этого конфликта уходят далеко в историю. В первичные документы также были внесены недостоверные, а точнее, ложные сведения, свидетельствующие о том, что на предполагаемой территории под разработку карьера нет никаких первобытных стоянок и краснокнижных растений, а население вопросов и претензий по этому поводу не имеет. Когда же после обращения к нам жителей (в 2015 году) мы стали проверять, как было на самом деле, то выяснилось, что предполагаемую территорию под разработку карьера, похоже, никто не обследовал, а мнение людей никто и не спрашивал. И только после соответствующих запросов были организованы и проведены публичные слушания, на которых жители выразили свое мнение.
Решение данного вопроса по существу не входит в нашу компетенцию, но как государственный человек выскажу свое мнение. Полагаю, что органам исполнительной власти и местного самоуправления следует признать допущенные ошибки и предоставить бизнесу аналогичный участок, при этом не ущемляя интересы ни жителей территории, ни предпринимателей.
Касаясь сноса наземной постройки к торговому центру "Невский пассаж", я не стану комментировать решение суда, так как оно уже давно вступило в силу и является обязательным для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами. Но отмечу, что этот конфликт, как и описанный выше, также родился в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и грубых нарушений законов рядом чиновников из различных органов и ведомств – еще на стадии возведения данного объекта. Более того, из СМИ известно, что по данному вопросу судебный процесс не закончен.
- О расселении из аварийного жилья и принудительном переселении в "недострой". Почему такое стало возможным? Это следствие президентского выговора руководителю Карелии и последующее стремление местных властей "исправиться" во что бы то ни стало? Как быть дальше: разбираться с нерадивыми застройщиками? Наказывать чиновников, подписывавших акты приемки? Или здесь опять без Путина и федеральных денег не обойтись?
- На вопрос о расселении, полагаю, лучше не ответишь, чем сказал об этом заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ Талалыкин, который и прибыл в республику, чтобы изучить реальную ситуацию на месте. По его словам, 19 домов, построенных в Карелии для расселения, можно назвать "новыми аварийными", а их качество не соответствует строительным нормам.
В настоящее время стало очевидным, что при переселении ряд представителей муниципалитетов вместо того, чтобы защищать права своих жителей (ради собственного благополучия) пошли по пути служебных подлогов, фактически принимая незавершенные объекты строительства. А что делать дальше – ответ прост: это решат специалисты в области строительства и работники правоохранительных органов.
- Что еще вам удалось сделать за время работы на посту омбудсмена? Чем конкретно вы можете помочь – походатайствовать в вышестоящую инстанцию, оказать правовую помощь?
- Наш институт продолжительное время работал в сотрудничестве с другими государственными органами, депутатами и представителями общественности республики по вопросу скандального конкурса по пассажирским перевозкам, вследствие чего фактически два года в республике была дестабилизирована ситуация, так как по итогам его проведения были нарушены права целых коллективов перевозчиков и самих пассажиров. Как результат - Арбитражный суд вынес законное и справедливое решение.
Наш институт принимал участие совместно с депутатами Законодательного собрания (инициаторами судебного процесса) и Советом ветеранов Карелии по восстановлению прав пенсионеров (ветеранов) по вопросу возвращения компенсационных льгот на дрова.
А предметно с нашей работой можно ознакомиться по опубликованным на сайте уполномоченного ежегодным докладам, в том числе за 2014-2015 годы. Сейчас мы завершаем работу над подробным докладом о соблюдении прав и свобод человека в республике за 2016 год. Полагаем завершить работу над ним уже в конце марта. Из его содержания вы сможете получить ответы на многие другие вопросы.
- Немалая часть вашего доклада была посвящена нарушению прав человека в местах лишения свободы – поступили 102 жалобы. Какая из них запомнилась вам больше всего?
- Поступающие в адрес уполномоченного обращения от граждан, содержащихся в местах принудительного содержания, свидетельствуют об имеющихся проблемах с обеспечением прав человека в сфере уголовно-процессуального права и уголовно-исполнительного законодательства. Наибольшее количество обращений от граждан, содержащихся в местах изоляции, и их родственников были связаны с действиями (или бездействием) администрации и с недостаточным качеством оказания медицинской помощи. Во многих обращениях осужденные заявляли не о нарушении их прав, а о ситуации, вызванной самим фактом лишения свободы либо несоразмерностью наказания. От некоторых осужденных к уполномоченному поступали жалобы на необоснованные дисциплинарные наказания и отказы в условно-досрочном освобождении.
Все факты, изложенные в обращениях, подвергались соответствующим проверкам, в том числе с участием работников правоохранительных органов, Государственной трудовой инспекции, Росздравнадзора и другими структурами.
В 2016 году в результате проверки обращений родственницы одного из осужденных, который получил инвалидность, был выявлен факт нарушения действующего законодательства, в связи с чем Следственный комитет возбудил уголовное дело, ведется соответствующее расследование.
- Что вы думаете о деле Юрия Дмитриева, подозреваемого в изготовлении детской порнографии?
- По своим функциональным обязанностям уполномоченный, как правило, оказывает содействие в защите прав и свобод гражданам при условии их обращений или при выявлении массовых или грубых нарушениях прав человека. Мне же о Юрии Дмитриеве стало известно лишь от своего коллеги, который рассказал, что был задержан такой гражданин. Через сутки при посещении СИЗО мне довелось пообщаться с Дмитриевым, я разъяснил ему его права. При этом он попросил в случае необходимости (о чем он сообщит мне после встречи со своей старшей дочерью) побеспокоиться о судьбе его приемной дочери. Но до настоящего времени письменного обращения от него не поступило, даже после повторной личной встречи. Если мы получим обращение Юрия Дмитриева в наш адрес, готовы в любое время оказать ему содействие в защите его прав.
- 1 марта к вам пришли представители профсоюзных организаций, которые рассказали, что в городской администрации под страхом увольнения людей "выдавливают" из профсоюза…
- Действительно, в адрес уполномоченного от двух общественных организаций: КРОО ветеранов Вооруженных сил РФ и двух профсоюзных организаций поступили письменные обращения, которые в настоящее время еще находятся в работе. Судя по их содержанию, они родились из-за несогласия ветеранов с решением администрации Петрозаводска по месту установки Стелы города воинской славы и о нарушениях прав членов профсоюзов. Рассмотрение таких материалов не относится к компетенции уполномоченного, и мне представляется, что при их разрешении важная роль будет отведена другим организациям, в первую очередь, Общественной палате и Совету ветеранов республики. Все решения органов местного самоуправления в рамках их полномочий принимаются самостоятельно, но полагаю, что мнение общественных организаций все же при этом необходимо учитывать.
- Вы рассуждаете о дефиците доверия, о разрыве между обществом и властью. При этом уполномоченный, действительно, связующее звено между ними, то есть вы должны проявлять определенные дипломатические навыки в решении проблем. Что мешает вам исполнять эту роль? В докладе вы говорите, что работаете в авральном режиме "в результате бесцеремонного вмешательства и воспрепятствования вашей деятельности"… С чьей стороны? Насколько, по-вашему, в целом прочны в Карелии институты разных уполномоченных (по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей) и будут ли какие-либо изменения в связи с приходом нового руководителя республики?
- Да, наш институт желает конструктивно и продуктивно взаимодействовать со всеми государственными структурами, органами местного самоуправления, в том числе, и с новым руководителем республики. При этом наши отношения, полагаю, будут строиться в рамках действующего законодательства. Не хочу, образно говоря, гадать на кофейной гуще и даже что-то предполагать. Есть закон об уполномоченных, и каждый из нас работает в его рамках. Это независимые, самостоятельные структуры.
У нас не всегда складывалось продуктивное сотрудничество с предыдущим руководителем республики. Мы ничего не дозволенного не допускали, но при этом регулярно испытывали непонимание, а иногда даже и воспрепятствование в своей работе. Фактически два с половиной года мы были вынуждены защищать не только права конкретных людей, но и интересы нашего института. Надеемся, что с Артуром Олеговичем Парфенчиковым мы сможем выстроить конструктивные и плодотворные отношения при решении возникающих задач. Мы к этому готовы.
- Вы сказали, что некоторые дела у вас лежат по 6-7 лет. Не означает ли это, что ваши предшественники недорабатывали?
- Оценивать работу своих предшественников – дело не корректное. Поэтому, если не возражаете, то будем говорить о сегодняшнем дне. Я сам работаю уже два с половиной года и не скажу, что у меня получилось восстановить права всех заявителей, которые обращались к нам за защитой. А объективную оценку нашей работе смогут дать и дают жители республики. Мы же должны оправдывать их доверие.
Беседовала Арина Белая
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание