Жизнь как шоу
27 февраля, Личное мнение
Поделиться

Александр Гезалов, председатель КРОМО «Равновесие», консультант Социального центра «Попечение»


Мы живем в эпоху постмодерна, поэтому немудрено, что многое вокруг превращено в шоу – будь то кулинарные пристрастия или смерть Александра Абдулова. Культурный и общественный деятель Франции Ги Дебор в своей популярной книге «Общество спектакля» предложил образ, которому суждено было стать одной из главных моделей самоосмысления постмодернистского общества в эпоху культурного империализма, тотальной власти рекламы и масс-медиа. Именно в контексте модели Дебора реальность стала восприниматься как «интегрированный спектакль». Тем не менее, и здесь можно найти свои плюсы.

Недавно мне довелось стать участником ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. В этой студии я присутствовал не первый раз, поэтому смог более осмысленно подойти ко всему происходящему. Да и тема была важной – как складываются судьбы детдомовских детей.

Меня, слава Богу, приглашают часто, поэтому есть возможность выбора, куда ходить, а куда нет. Раньше я к этим передачам относился, как к болтовне: поговорили и разошлись. Но теперь, сидя в зале, я понял, что непосредственно залу и героям шоу ты можешь сказать какие-то важные для них слова. Про телезрителей я не говорю – всё равно половину информации вырежут, слова смонтируют, формат мысли изменят. Но то, что сказано в зале для конкретных людей, для меня важно.

Допустим, на нашей передаче сидели люди, у которых не было четкого понимания проблемы, надо ли усыновлять детей-сирот, какие проблемы есть у этих детей. Даже эксперты были подчас далеки от жизненной практики. Поэтому им нужен «волнорез», коим я и был, так как сам вырос в детдоме. Малахов особо в тему не вдается. Ему это и не надо. Он сотрудник конвейера, со стапелей которого идут результаты-шоу-продукты. На него работает команда продюсеров, помощников, координаторов, чья задача разжевать ему проблему, дать информацию, состыковать все вопросы, набрать зал подготовленных зрителей, которые хлопают, улыбаются и говорят по команде. Иногда кто-нибудь несет околесицу, тогда Малахов не дает развить мысль, обрывает и переходит к новому выступающему. Эксперты программы – это люди известные, распиаренные. Например, депутат Госдумы Драпеко, которая сыграла в фильме «А зори здесь тихие», главный редактор желтой газеты «Жизнь», режиссер Спесивцев, артисты, певицы.

Одним из героев программы был Сэм Селезнев, отличный парень, участник «Дома-2», выпускник детского дома. Когда я спросил, что он в этом сомнительном проекте делает, он объяснил, что вынужден пробиваться, как может. На меня Сэм произвел самое благоприятное впечатление.

Чаще всего герои – это реальные люди, добытые продюсерами, заманенные какими-то выгодными предложениями. Подставному лицу на передаче делать нечего, так как его тут же расколят эксперты. Начнут его раскручивать, и обнаружится, что перед вами «месье Буф». Ну как, например, подростку 14-и лет натурально сыграть детдомовца? Не сможет он этого.

Несмотря на то, что шоу – жанр циничный, где приветствуются драки, истерики, обзывания и пинания, они все равно нужны. Во-первых, как у Станиславского, у них есть нравственный вывод, который незримо в теме предстоит. Видно, что люди несчастны, и шоу может им помочь изменить жизнь к лучшему. Я после передачи подошел к мальчику-сироте, которого усыновительница выбросила на улицу, и сказал, что все у тебя будет хорошо, живи так-то и так-то. А он этого никогда ни от кого не слышал. Кроме того, появление героя на 1-м канале открывает для него новые рубежи и горизонты.

Во-вторых, шоу неоднозначны, в них нет четкого ответа. Пусть тебе хоть Пугачева, хоть Киркоров советуют, а жизнь-то твоя уникальна, и проживешь ее ты сам. Но их советы заставят мозги шевелиться.

В шоу есть еще и такой смысл – проверить себя. Все-таки герой преодолевает себя, когда ему надо выйти на большую аудиторию, попасть на широкий экран.

Я думаю, что одно из лучших шоу, помогающих людям — это программа «Жди меня». Жаль, что нет шоу, ориентированных на помощь онкобольным детям. Реально можно было бы помочь сотням. Но коммерческая составляющая, видно, не дает появиться такому шоу. А сколько судеб могли бы повернуться вспять!

Время, когда я жестко говорил «нет» телешоу, прошло. Мне есть, что сказать в защиту тех, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.

Обсудить (0)



В России признаны экстремистскими и запрещены организации: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и «Айдар». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в Российской Федерации за экстремизм.
Пик аномальной жары пройден
Читать далее

Сайт stolicaonego.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом stolicaonego.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение