Григорий Воеводин, программный директор и главный редактор «Авторадио-Петрозаводск»

|
Если честно, дело было так: позвонили мне из «Столицы», спросили: правда ли мы в этом году снова проводим Акцию «Нам нужны нормальные дороги». Про Акцию я что мог, рассказал, дал ссылки на нужные ресурсы... А потом вдруг взяли да предложили: а напиши-ка ты нам материал в рубрику «Личное мнение», про дороги. Ну, тут я воспрял: конечно, напишу!
И сел писать... Хотелось рассказать про многое. Про то, например, как в прошлом году председатель нашего Авторадиоклуба Сергей Кашин предложил идею Акции, как мы ее проводили и сколько подписей собрали, как известные личности из самой известной партии потом нашим Обращением в Законодательном собрании трясли и деньги из бюджета республики выделяли... Потом подумал: рубрика ведь «Личное мнение» называется. Практически, перефразируя известное выражение, «что думаю, то пою», и ничего мне за это не будет, по Закону, потому как – «личное мнение». В общем, высказываю. По пунктам.
Пункт первый. ВОРУЮТ.
Нет, это, пожалуй, не первый пункт и не последний. Это сам по себе пункт. И не только про дороги. Мог бы заголовком стать, не будь плагиатом. Тогда иначе:
Пункт второй, и все остальные: ВОПРОСЫ.
Я вот все пытаюсь понять, кто из нас дураки: те, которые нас постоянно «лечат», или мы, которые это глотаем частенько? Вот объясните мне, например, почему у городских служб после громких рапортов о приобретении различной техники для уборки города не хватает мощностей при начале сильного снегопада начать уборку города ночью, часа в 2-3, чтобы к утру хотя бы основные магистрали были убраны? Бензина не хватает, запчастей? Не смешите! Зимы в этом году практически не было, снег-то выпадал раз несколько всего, а деньги на бензин и прочие расходы рассчитаны исходя из нормальной карельской зимы. Или премию в конце дорожникам получить захотелось, за экономию? Да еще поделиться сэкономленным с кем-то требуется? Так и скажите, не пудрите мне мозги. Только сначала из сэкономленных оплатите расходы на ремонт машины после ДТП «по дорожным условиям».
Что же до состояния дорог в столице, то можно было бы просто поставить сплошь знаки вопроса и тем ограничиться. Мне скажут: ну как же, вот в прошлом году республика выделила 100 миллионов, из федерального бюджета «выбили» 195, и работ множество провели, капитально отремонтировали самые «убитые» на тот момент Калинина, Вытегорку, Пушкинскую, часть «Правды», кусочки Невского и Коммунистов, Мелентьевой, Карельский проспект, Лососинское шоссе, чуть раньше – Заводскую. Лесной проспект начали глобально реконструировать. И еще массовый «ямочный ремонт», будто бы по новой технологии, провели. Да, все так. Но, как в том анекдоте про шарики: и цветные, и красивые, и не лопаются, но... не радуют, черт возьми!
На Карельском проспекте, на Мелентьевой и Заводской уже полно выбоин. Это на новых, капитально отремонтированных дорогах! На Коммунистов как была всю жизнь огромная лужа около Дома быта, так она и осталась, и не знаешь, что там под ней... И ведь вроде не шабашники дороги эти делали, все процедуру конкурса проходили, договоры заключались, в договорах наверняка пункты про гарантию и ответственность подрядчика есть. Хотя, по большому счету, от их ответственности мне лично, как автомобилисту, ни жарко ни холодно, мне дороги нужны. Но откуда они возьмутся, если сегодня мне в эфире «Авторадио» ответственный чиновник заявляет, что ремонт дорог в снег невозможен, а назавтра как раз снегопад и прямо в этот свежевыпавший снег деньги... тьфу, асфальт укладывают. А от заплаченного подрядчиками штрафа, например, или установки заплаты в том месте, где яма образовалась, толку мне и сотням таких, как я – чуть.
Ямочный ремонт (его еще «текущим» или «выборочным» называют) вообще отдельная песня, и слова в той песне сплошь нецензурные. Есть такая замечательная машина у нас на вооружении, которая сначала воздухом ямку от мусора очищает, потом битумно-гравийной (или какой там еще) смесью эту ямку заливают. Помнится, на Ленинградской года два назад такой вот фигней ямки заделывали, так после этого еще месяца два мелкий гравий летел из-под колес автомобилистам – в стекло лобовое, пешеходам так просто в лоб... А потом нам объявили о том, что в город пришла новая супер-технология для ямочного ремонта, и теперь нет необходимости в выбоины кирпичи укладывать. И гарантия на эти работы — аж 5 (!) лет. Видел я эту гарантию. На «Правды» в районе Промышленной, недели через две после работ свежеустановленная заплата практически из под колес моего знакомого вылетела... Что там сейчас, на «Правды», происходит... Смотрите сами.
И тут приходит информация официальная. Мол, в этом году конкурс на производство текущего ремонта выиграла та же фирма, что и в прошлом, потому что «все участки дорог в Петрозаводске, которые были восстановлены белорусской организацией в рамках муниципального заказа в прошлые годы, выдержали испытание временем». Ну, не цинизм ли, а?
Как со всем эти бороться? Вариантов, вроде бы, множество. Большая часть автомобильной общественности города предлагает, даже требует, активных и массовых протестных действий. Чтобы власти поняли – это не просто «очкастые частные собственники», коих не так уж и много, а огромная армия недовольных ею, этой властью, людей. И пусть власть не расслабляется, протестные мероприятия будут...
Конечно, нужны деньги. Много денег, а не жалкие 30 миллионов из городского бюджета в этом году (в прошлом, правда, изначально вообще только 12,5 запланировано было). Нужны деньги из республиканского и федерального бюджета, нужны среднесрочные и долгосрочные республиканские программы «Дороги Петрозаводска», чтобы в них были не общие слова, а конкретные цифры, перечисление всех объектов – дорог, мостов и т.д., когда и каким образом они будут ремонтироваться или реконструироваться. И чтобы эти Программы были гласными, а не опубликованными в непонятных бюллетенях Правительства или Законодательного собрания. Чтобы каждый мог в любой момент свериться с планом и задать вопрос: «А почему, собственно?»
И главное – нужен жесткий общественный контроль, вплоть до создания некоего Общественного наблюдательного совета, куда вошли бы как чиновники и непосредственные исполнители, так и представители общественности. Зачем такая надстройка, спросите вы? Смотрите пункт первый...
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора